Найти в Дзене

Пляска рифм. О мужских и женских рифмах

В стихосложении существует куча разновидностей рифм. Самые популярные из которых — мужские и женские. Именно их присутствие (чередование) в стихах придаёт им мелодичность, обеспечивая лёгкость чтения, восприятия и запоминания.

Чтобы рифма стала
мужской, всего-то следует подобрать слово с ударением на последнем слоге.

Лайфхак — если хотите быть уверены, что ваша рифма мужская — используйте в конце строки односложное слово.


Пример мужской рифмы:

«терзает въедливый вопрÓс:
что лето даст нам?
ужели рок цепями врÓс,
чтоб быть контрастом…»


Рифма с легкой руки превратится в
женскую, если ударение переместить на один слог. В данном случае ударение будет падать НЕ на последний слог, а, как вы догадались, на предпоследний. Пример:

«...ужели мрачным чередом
я буду взвИнчен,
что мне придётся милый дом
забросить нЫнче?»


В обоих примерах видим, как дружно соседствуют и мужская, и женская рифма — это классический перекрестный способ рифмовки, когда каждая разновидность рифм расположена через строку.

Хотя может быть, что чередуются одни женские, или одни мужские рифмы — вспомним «Мцыри», в этой поэме мы не увидим не одной женской рифмы.

Пример чередования мужской и женской рифм:

«...ужель никто не скажет: «глЯдь
поэт-пропОйца,
невеста выкинет опЯть
с размахом кОльца»


В первой и третьей строках использованы мужские рифмы (ударение подает на последний слог).

Во второй и четвёртой строках, соответственно — женская рифма (ударение подает на предпоследний слог)

Напоследок:

«...удачу верную покА
пусть цепко дЕржишь,
ты станешь, мучая бокА,
брести, как Дервиш»


Важно, чтобы на протяжении всего стихотворения соблюдался принцип, избранный в начале.

Читайте также: