Магомед Мусаев | Поэт
33
подписчика
— член Союза литераторов России…
Чан азарго лъалеб рагIи ГIурус мацIалъул буго. Амма къваригIараб кверзухъ Кинго щвелеб гьечIо дихъ. Бунин вукIа, Тютчев вукIа, Заман уюхъ, тIехь цIалухъ, Кколеб букIана цебеккун Дир гIагарал гьел ругин. ЧIанкIа вукIа, МахIмуд вукIа, Заман уюхъ, тIехь цIалухъ, Кколеб буго дие гьанже Дир гIагарал гьел ругин. Нусго рагIи гуро лъалеб Рахьдал мацIалъул гьечIо. Амма гьелъул щибаб рагIи Дие хІажатаб буго. 12.10.2023
Бедная девочка влюбилась в поэта. Думала — счастье. Думала — радость. Думала — вот! Вот оно — ни век, ни пять, а тысячелетие где-то теперь в истории ей уготовано!.. Думала имя в стихах будет петься: поэты любимых же славят — не так ли? Думала станут в согласии сердца жить во дворце или в замке, не в сакле! Бедная девочка влюбилась одинаково и в парня-поэта, и в его же стихи... Думала много. Думала долго. Додумала всякого. Вернее: всякой, всякой всякой — чепухи. Бедная девочка опомнилась вскоре. Думала будет любовником верным. Но оказалось, он падок... И падок на горе. Течёт тоска по поэтовым венам. Счастье не в радость поэту, не в радость и вирши. Рифмы диктуют тревоги, ритмы диктуют музы, печалью напившись. Поэту не в радость любовь, если любовь рождает верлибры. Верлибры поэты и без любви писать могли бы. Бедная девочка начала злиться. Бесится шибко. Готова сорваться... Проклятья летят хищною птицей, Оскорбления так же летят, и будут лететь лет так двадцать. Бедный поэт сел с бумагою на пол. Водит рукой, неразборчивым почерком. И вместо еды, он сонеты настряпал, равнодушный и к славе, и к почестям. 10.02.2023
Я расстегнул рубашку. Подождал, пока пройду мимо последнего дома на окраине родного села, и снял её. Полностью. Прохладный ветер подул на мой вспотевший торс. Начал развевать волосы и бороду. Мириады звезд и галактик посмотрели на меня сквозь чистое черно-синее небо. Только люди способны упрекнуть в наивности и засмеять. А белый песок на небе предрекает будущие победы; а луна, чарующе яркая, медовая, светит и указывает путь, шепча: полагайся на веру; а сова, прячась за шуршащими листьями, как бы ведёт обратный отсчёт до финиша. Три, два, один... Я широко развёл руки, улыбнулся и закрыл глаза — впереди чудо. Я побежал. < 20.08.2022 > ~ Муцалаул
Она пригласила меня на танец позавчера. Мы станцевали лезгинку, пока нам хлопали мужские и женские глаза. Все произошло быстро. Почти что случайно. На свадьбе. Взмахи рук. Скромный опушенный взгляд. Гордая осанка... После танца она решилась и посмотрела мне в глаза. Замужняя женщина посмотрела мне прямо в глаза. .................. .................. Ночью я спал как ребёнок. Спал хорошо и храпел. Но она... Она смотрела на мужа, а видела высокого брюнета с зелёными глазами, то есть меня... Её сердце горело, поэтому не думало о сне и все плакало. Сложно не плакать, когда ты замужем за честного изверга, который притом и старше тебя на десять лет. Сложно не плакать, когда тебе самой — семнадцать. Девочка отчаялась. Она достала мой номер и написала вчера. Наивная попытка найти понимание, заботу и любовь. Я знал, что ответить. Я много любил. Я писал, что она хотела услышать. "Бедная, бедная... ты достойна лучшего..." и прочая ерунда. Потерянный человек, несчастная, день не прошёл, она постучалась в мою холодную и грязную квартиру. Я открыл дверь. Если и будет воскресение Христа, то, должно быть, именно таким... В мой маленький вонючий мирок вошло чудо в черной чадре. Ангел в черной чадре... На меня повеяло теплом. Я опустился на колени и хотел снять её обувь. Она не дала. Выпрямившись, я хотел помочь снять куртку. Она не дала... Её взгляд укротил меня. Я попятился... .................. .................. Мы, чужие для всех, сидели в темноте и болтали. Света не было, потому что не было окон. Но мне света не нужно было и до неё. Наконец я почувствовал руку на колене. Свою руку я взгромоздил поверх. Потом нахально взял и заключил её в объятья. Она поддалась, но что-то треснула в ней. И что-то сломалось, когда поцеловал глаза. Сегодня я не получал писем. И сам не писал. Не знал, проверяет ли муж телефон. Сначала я и не заметил. Бегал весь день. То в театре, то в столовой... то с сигаретой сидел на побережье и проверял пульс Каспийского моря. Я выпил крепкий чай без конфет и взял самсунг. Она написала. Уже не девочка, женщина... Уже не ангел, женщина. Я понял, что в ней треснуло, понял, что сломалось. Короткое сообщение. "Прости. Я совершила ошибку. Мой муж насилует меня. Насиловал ещё до брака. Поэтому у меня отвращение к "любви". Пойми меня, Мы больше не будем видеться. Я скоро стану мамой... я минуту назад узнала, что беременна". Я не ответил будущей маме. Под кроватью меня ждут коллеги по перу. Достоевский, Толстой... Я пошёл к ним с сигаретой и бокалом сухого вина.
Пять жизней одного стихотворения
Я не знаю, когда пора остановиться. Перечитывая стихотворение спустя время, нет-нет да возникает желание поковыряться. С некоторыми стихами это случается реже, с некоторыми — чаще. То слово не понравится, то — строка, то не понравится в целом строфа. Изначально: Под визги оглушительного грома,
Не замечая шустреньких котят,
Лицом к лицу стоящие два дома
Сто лет уже обняться как хотят. С подачи архитекторов заумных
Стоят они покорно, из земных
Уже сто лет без поцелуев лунных,
Без ласк запоминающих,...
Кости? Нервы? Кровь и жилы?
Кости? Нервы? Кровь и жилы?
Что за вздор!..
Быть во мне вплоть до могилы
духу гор.
Рекам, пастбищам, деревьям,
тишине,
ветрам, волнам и поверьям
быть во мне.
Скалам, камням и кропинкам
всех лесов…
Быть во мне крутым тропинкам
древних сел...
Союз сердец иссяк и канул. Угомонить пронзительную боль Ни разу не припал к Корану. Но что ни день, — то дым и алкоголь Скребут с меня за раной рану. И кожи не осталось. Есть лишь — Скелет. И на костях за шрамом шрам, Как будто не жалея ездишь На черепе, ключице... к тем губам, Которых только тронуть грезишь. Проститься время. В прошлом горе. Меня забывших, Бог весть сколько лиц. Пора оставить сказанное в ссоре И распластаться навзничь или ниц... Дать место тем, кто вылупится вскоре. 06.06.2022 19:04 /Муцалаул
Терцет
Рассказав о сонетах и строфах, в стихосложении нельзя пройти мимо терцетов. Согласно определению из «Литературной энциклопедии» под редакцией В. М. Фриче: "Терцет – это отдельная строфа, состоящая из трёх строк и содержащая законченную мысль" В качестве примера приведу отрывок из произведения Сумарокова "Противу злодеев" 👇 Во всей жизни минуту я кажду
Утесняюсь, гонимый, и стражду,
Многократно я алчу и жажду.
Иль на свет я рожден для того,
Чтоб гоним был, не знав для чего,
И не трогал мой...
Кольцевая рифмовка
Стою, задумчивость питая Хотя данный способ рифмовки довольно редок и сложен, не в одном этом стихотворении Михаил Лермонтов использует кольцевую (опоясанную, охватную) рифму, где рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая — с третьей (AbbA) Кольцевая рифмовка начинает использоваться в русской поэзии только с XVIII (18) века. Однако, стихотворения, целиком состоящих из строф упомянутой рифмовки, не так много. Чаще встречаются произведения с одной или несколькими строфами, построенными с ее помощью,...
Смежная рифма
Кажется, у меня есть одно только стихотворение со смежной рифмовкой, и то написанное в университете в качестве домашнего задания в прошлом году. Это, кстати, был единственный раз, когда я выполнил заданное на дом. Оно вот: О, не гляди мне в глаза так пытливо!
Весь я тогда как плакучая ива,
Ветви-ручищи вмиг свесив в бреду,
Ждал, что ответишь: «Любимый, приду».
О, не гляди мне в глаза так пытливо!
Весь я теперь как морская крапива,
Щупальца-руки раскинув в бреду,
Жгу очертанья в холодном поту…
О, не гляди мне в глаза так пытливо! Смежную рифму так же называют парной...
Что такого в стихах. О стихотворных размерах
Помимо строгого чередования ударных и безударных слогов, в стихотворении должна быть четкость конструкции и в остальном. (Вспомним Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока... 99.9% всех классических стихов выдержаны одним определённым стихотворным размером или, что очень редко, синтезом тех же самых размеров 🌚) Нет. Размер не про то, насколько стихотворение большое или маленькое. (Это было бы слишком очевидно ))) Размер, грубо говоря, про то, сколько ударений в строке. Два ударения — двухстопный размер...
Пляска рифм. О мужских и женских рифмах
В стихосложении существует куча разновидностей рифм. Самые популярные из которых — мужские и женские. Именно их присутствие (чередование) в стихах придаёт им мелодичность, обеспечивая лёгкость чтения, восприятия и запоминания.
Чтобы рифма стала мужской, всего-то следует подобрать слово с ударением на последнем слоге. Лайфхак — если хотите быть уверены, что ваша рифма мужская — используйте в конце строки односложное слово.
Пример мужской рифмы:
«терзает въедливый вопрÓс:
что лето даст нам?
ужели...