Свою первую картину он выполнил уже в 16 лет, а в 17 получил заказ на фрески для покоев Паолы Гонзага, итальянской аристократки. Молодой и гениальный, ему светили грандиозные перспективы... Но он забросил работу (никакой драмы, типа любви или болезни, только скверна😂), став страстным, маниакальным алхимиком (пытался заморозить ртуть, если верить Вазари).
И знаем мы его как ПАРМИДЖАНИНО, но на самом деле его зовут Франческо Маццола (если быть точной, то Джироламо Франческо Мария Маццола), а Пармиджанино - прозвище, возникшее из-за места его рождения (итальянский город Парма, более известный тем, что здесь изобрели его высочество сыр пармезан).
И Пармиджанино принято связывать с таким направлением в искусстве как МАНЬЕРИЗМ. Даже более того, он стал его символом, что не совсем верно, ибо маньеризм был двух видов - ранний и зрелый.
Что такое маньеризм вообще? Это кризис идей Ренессанса, кризис гуманизма (человек понял о несоответствии между своими возможностями и окружающим миром).
Что такое искусство эпохи маньеризма? Это КОПИРОВАНИЕ приемов великих мастеров. И признанным шедевром этой поры является "Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова)" Аньоло Бронзино: рисунок Рафаэля, композиция Микеланджело, сфумато Леонардо, яркий колорит Тициана. Но при всем совершенстве изображенных фигур они ЛИШЕНЫ ЖИЗНИ - это холодное искусство, где человек больше не находится в центре мироздания.
Аньоло Бронзино - это тот самый апогей маньеризма, его зрелый период (довольно продолжительный во времени этап). Это тот поток принципов, который немного позже породит один из самых значительных стилей в мировом художественном наследии - классицизм, который, к слову, также лишен жизни.
Пармиджанино - художник раннего (короткий отрезок времени) маньеризма, отмеченный нарушением привычной для Ренессанса гармонии композиции, правдоподобия видимых предметов и персонажей, искажением пропорций и цветов. И это тоже проявление кризиса Ренессанса, возможно более яркое и приметное, но менее масштабное, ибо, по большому счету ранний маньеризм - это и есть Пармиджанино.
И вот его "Мадонна с длинной шеей" - признанное совершенное творение гения Франческо Маццола, которое, к слову, не окончено (Вазари утверждает, что "работа не вполне удовлетворяла художника", а современные исследователи предполагают, будто Пармиджанино сделал это намеренно, дабы показать невозможность достижения идеала).
Именно эта длинная шея и безсуставные пальцы Богоматери, эта вывихнутая у младенца Иисуса рука, колонны, уходящие в никуда, Святой Иероним больше напоминающий мраморную статуэтку нежели живого человека... Этот трупный, холодный цвет тел... Это отсутствие композиционного равновесия (слева кучно столпились ангелы, справа - пустота, лишь колонна и святой) стали отождествляться с маньеризмом.
Но мы то с вами теперь знаем, что это не совсем так😊
Ранний маньеризм - это не столько копирование приемов великих мастеров прошлого, сколько разрушение тех традиций, которые они пропагандировали. И Пармиджанино в этом плане явление если не уникальное, то оригинальное. После него подобное будет делать только гений Эль Греко.
Поэтому самым важным в этой картине становятся не эти вытянутые средневековообразные фигуры (и вообще всевозможные деформации), а образ младенца Христа, который, согласно ренессансной традиции, всегда изображался здоровым мальчуганом, не всегда радостным, но очень позитивным.
Что мы видим у Пармиджанино? Его маленький Иисус МЕРТВ - поза, в которой он спит (если спит) сильно напоминает композиции "Распятия" и "Оплакивания Христа (Пьета)".
Аллюзии на грядущие Страсти Христовы при живом младенце не новы для искусства эпохи Ренессанса, но, это будет, во-первых, во-вторых и в-стопервых, при ЖИВОМ младенце, то есть, грубо говоря, не столь буквально.
Что я хочу сказать - Франческо Маццола НЕ СИМВОЛ маньеризма, но его яркая, значительная и короткая по времени часть.
Именно Пармиджанино создал вещь, которую до него не писал никто - "Автопортрет в выпуклом зеркале" (это абсолютно точное повторение зеркального изображения со всеми искажениями. Полной имитации находчивый художник достиг при помощи деревянного шара, который он расколол на полусферы).
В начале 1530х Пармиджанино получает довольно важный заказ - роспись пармской церкви Санта Мария делла Стекката, но вскоре бросает работу, потому что вступает на путь скверны, а именно начинает страстно увлекаться алхимией (по словам Вазари, художник понапрасну тратил на опыты свой талант и свою жизнь).
Дело кончилось весьма плачевно - церковь подала на Пармиджанино в суд за нарушение договора (срыв сроков), а тот, испугавшись тюремного заключения бежал из города.
"В конце концов Франческо, все еще увлекаясь этой своей алхимией, превратился, как и все другие, однажды на ней помешавшиеся, из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, почти дикого, совсем не такого, каким был раньше. Опустился и стал мрачным и нелюдимым" (Вазари).