Советское руководство осознавало, что уровень подготовки летчиков был недостаточным для противоборства с люфтваффе. В истребительной авиации осенью 1942 г. в авиационных учебных заведениях ввели высший пилотаж, курсанты стали увереннее чувствовать себя в воздухе.
Зимой - весной 1943 г. устранили множество недостатков в подготовке молодых пилотов, поскольку ранее прибывали плохо обученные летчики, которые плохо знали технику и тактику немецкой авиации, не были хорошо подготовлены к ведению воздушных боев.
Зачастую такие летчики погибали в первых боевых вылетах. Немцы старались внезапно ударить сверху и сразу уйти на высоту, благо "Мессершмитт" имел высокие показатели скороподъемности.
Весной 1943 г. работники штаба ВВС КА выявили, что курсанты в основном учились технике пилотирования. Меньше уделялось времени на боевое применение.
В авиашколах и авиаучилищах учили по старине, курсант постоянно смотрел на приборы и не смотрел, что происходит в воздухе. К тому же маневры выполнялись плавно, что давало преимущество немецким летчика. Пришлось объяснять фронтовой опыт инструкторам авиационных учебных заведений.
Весной 1943 г. инструкторов стали стажировать в действующей армии. А они хорошо зная вопросы теории, о тактике воздушных боев имели смутное представление. После фронтовых командировок инструкторы стали качественнее учить пилотов. Были пересмотрены учебные программы и разработаны конкретные рекомендации по их осуществлению.
В мае 1943 г. сформировали 44 тыловых маршевых авиаполка и начали ночную подготовку по одному полку в каждом корпусе. Из 4 000 самолетов, которые были отправлены на фронт в мае, 3 133 поступили во фронтовую авиацию. К началу лета полностью укомплектовали ряд соединений: 5-й и 6-й истребительный авиакорпус (294-я, 302-я, 273-я и 279-я дивизии). В соответствии с постановлением ГКО приостановили отвод с фронта полков, пополнение готовилось в тылу в виде отдельных эскадрилий, звеньев и экипажей, которые потом направлялись в действующую армию.
Тормозило обучение нехватка горючего и его перебои в мае. Многие пилоты не налетали даже минимальных 15 - 20 часов. К этому добавлялись дефекты самолетов и моторов. В итоге боеготовность некоторых авиакорпусов была поставлена под вопрос, это вызвало обеспокоенность Ставки. Командиры прерывали обучение и отправляли на прифронтовые аэродромы не полностью прошедших учебную программу летчиков.
Гигантским учебным центром советской штурмовой авиации была 1-я запасная авиабригада, она даже во время Курской битвы получила орден Красного Знамени за заслуги в подготовке летно-технического состава.
К лету 1943 г. на 12 аэродромах бригады базировалось до 1 150 самолетов, к тому времени подготовили 6 470 пилотов, отправили на фронт 8 419 штурмовиков. Сотнями и тысячами готовили командиров звеньев, штурманов, пилотов, техников, воздушных стрелков и механиков.
Но проблемы с качеством подготовки пилотов и стрелков продолжали оставаться нерешенными. Хотя налет пилотов уже не был 3 часа, как раньше, а 20 - 24 часа. Но и этого было недостаточно.
Так, в мае подготовили 134 летчика-штурмовика, из них только 27 обучили полностью, 6 - по первому разделу, 53 могли самостоятельно вылетать, а 48 получили только наземную подготовку.
В других родах авиации ситуация была не лучше.
В мае 1943 г. 3-я запасная авиабригада доукомплектовывала 288-ю истребительную авиадивизию.
Комдив Смирнов вспоминал, что "доукомплектовали" дивизию, у которой осталось только 30 % пилотов. А 70 % пополнения прошли только ускоренный курс авиаучилищ по программе военного времени. Летчики рвались в бой, один пилот даже лично обратился к комдиву, чтобы ускорить зачисление в боевую эскадрилью.
А в бригаде летчики сделали только несколько тренировочных полетов. Боевое применение оружия, тактику боя они должны были познать в бою.
Начальник штаба дивизии подполковник Колошин стремился отобрать наиболее подготовленных летчиков.
У немцев авиагруппы пополнялись молодыми авиаторами, но немецкие части с фронта не отводились. Группы отправлялись в Германию или в Западную Европу только для отдыха личного состава.
Одна из выведенных групп была бомбардировочная II/KG53, она после боев под Сталинградом, на реках Дон и Донец, на Северо-Западном фронте в середине апреля 1943 г. перебросили из Пскова в Габлинген под Аусбургом.
На отдыхе пилоты проводили занятия по групповой слетанности, атаке целей в составе подразделения и части учебными бомбами, летали над Альпами, также отрабатывали ночные полеты.
Не обошлось без потерь 28 июня из-за плохой погоды столкнулись 5 "Хейнкелей".
В процессе восполнения потерь в строй вливались как новички, так и пилоты уже успевшие повоевать на разных фронтах.
Примерно за месяц до начала битвы многие опытные немецкие пилоты получили отпуск и уехали на родину. Это потом даст свои плоды, в ходе Курской битвы была достигнута невиданная ранее интенсивность боевой работы.
Подготовка к операции "Цитадель" никак не сказалась на ротации кадров люфтваффе. Фон Рихтхофен уехал в Италию в июне 1943 г, его сменил на посту командующего 4-м воздушным флотом генерал Десслох, который ранее возглавлял 1-й зенитный корпус (им стал командовать Райман). С поста командира 8-го авиакорпуса ушел генерал Фибиг, его сменил генерал Зайдеман. Десслох, Зайдеман, Файрлинг (25-й военно-воздушный округ) и Райман должны были оптимально использовать ВВС при прорыве к Курску с юга.
В строевых частях, новичков истребительной авиации определяли в пару к более опытным летчикам. Немцы считали "свободную охоту" наиболее хорошей школой приобретения боевого опыта и широкого ее практиковали. Много ценного для становления воздушного бойца новички могли почерпнуть у командиров частей и соединений, которые сами участвовали в боевых действиях.
Летом 1943 г. в истребительной авиации пилот проводил в воздухе 200 ч во время учебы и 40 ч на боевом самолете. Фельдфебель Фогт из группы III/JG51 участвовал в боях в качестве стрелка "Фокке Вульфа" 189, но потом решил переучиться на летчика, он учился в школе истребительной авиации, потом в истребительной группе "Восток" получил много важных сведений по тактике, материальной части и особенностях действий советской авиации под руководством аса Восточного фронта Бауера. На фронт пилот попал только в апреле 1944 г.
Эскадра JG51 «Мельдерс» больше всего получила молодого пополнения. По словам пленных, к началу лета 1943 г. до 40 % пилотов были выпущены из школ только осенью предыдущего года.
Но в общем, уровень летно-технической подготовки немецкого пополнения был значительно выше, чем советского, а в бой они вводились в более благоприятных условиях.
Костяк наиболее опытных пилотов люфтваффе был не выбит и они выполняли основной объем работы.
Многие советские командиры смотрели на молодое пополнение, отлично понимая, что обучение завершится на фронте и дастся большой кровью.
За оставшиеся до битвы дни на фронтовых аэродромах экипажи изучали район предстоящих боев, расположение аэродромных узлов базирования, а также стреляли по конусам и проводили учебное бомбометание.
Для дообучения экипажей не хватало не только времени, но и авиационного бензина.
Штаб 322-й истребительной авиадивизии отмечал, что летный состав был недостаточно подготовлен из-за отсутствия горючего для учебно-тренировочных полетов.
В мае - июне 1941 г. проводилось множество различных проверок, которые выявляли проблемы советской авиации.
В одной из проверок в 624-м штурмовом авиаполку (15-я ва) главный инспектор ВВС КА генерал Турекель обратил внимание на то, что воздушные стрелки 2-й Ленинградской школы совершенно не подготовлены. Не знают характеристик своих и вражеских самолетов, эффективности пулеметов БТ на разных дистанциях. Общеобразовательная подготовка крайне низкая, они не могут ответить, что такое прямой, острый и тупой угол. Не знают, что такое перпендикуляр. Физические слабосильные, 1925 г. р. Явно негодных переводят в стрелков по вооружению, остальных пытаются доучить. Если их придется использовать до конца обучения, это приведет к тяжелым потерям.
За 40 дней части 15-й воздушной армии провели больше 5 200 учебных вылетов, которые выявили многочисленные огрехи. Выяснилось, что программу переучивания многие прошли формально и как следствие были плохо обучены. За это время небоевые потери составил 29 самолетов, причем 12 машин разбили в катастрофах.
Тем не менее заместитель командующего ВВС КА генерал Г. Ворожейкин посчитал, что благодаря проведенной работе, каждый молодой экипаж налетал по 40 ч. Дополнили занятия в небе летно-тактические конференции, которые прошли во всех полках и дивизиях.
За время передышки заполнили вакантные должности в частях и соединениях. Но тут еще требовалось время, чтобы ознакомиться с подчиненными, штабами, замполитами, особенностями противодействия неприятеля, условиями местности...
Инспекции проходившие в мае - июне отметили проблемы с подбором и расстановкой кадров.
Так, 6 мая 1943 г. группа Пе-2 сбросила 67 бомб на свои войска. 12 июня завершилась работа инспекции, которая показала, что командир соединения полковник И. Полбин принимал меры по повышению боевой готовности и дисциплины, но они находились не на высоте.
Летный состав не обучался бомбометанию с пикирования. Игнорируется радионавигация, ни в одном полете ни использовался радиополукомпас. Не проверяется техника пилотирования летчиков. Нет контроля за выполнением приказов и боевых распоряжений. Не налажен фотоконтроль качества бомбометания. Боевые документы ведутся нечетко. Плохо отработана тактика совместной боевой работы бомбардировщиков с истребителями прикрытия.
Был объявлен выговор с предупреждением о неполном служебном соответствии командирам двух бомбардировочных дивизий Добышу и Грибакину, а также штурману Личенко.
Ряд офицеров за бомбометание своих войск были понижены в должностях. Благодаря строгим мерам устранялись многие недостатки в 1-м бомбардировочном авиакорпусе. К началу июля полностью перешли на бомбометание с пикирования только 20 экипажей. Но большинство экипажей бомбили с горизонтального полета.
Основную надежду командиры возлагали на опытные экипажи. Они демонстрировали хорошую или отличную технику пилотирования и не становились участниками летных просшествий.
В 78-м гвардейском штурмовом авиаполку опытными были 16 человек из 32. Еще 12 могли выполнять задания в сложных метеоусловиях. Оставшиеся четверо прибыли в начале 1943 г. с налетом 3 - 5 ч, командир полка приказал провести с ними дополнительные задания, в строй они вступили только в конце июня.
Спасибо за прочтение.
Источник: Хазанов, Горбач Авиация над Курской Дугой.