Найти в Дзене
Не учебник истории.

Католические короли. Безумная Хуана. Правда ли, что она годами не захоранивала тело мужа? Часть 5.

Почти 50 лет законная королева Испании находилась во дворце в Тордесильяс. По мнению одних, она стала жертвой заговора своих всемогущих родственников, по мнению других, из-за неоспоримого психического заболевания
 Глин Редворт

С овальным лицом, тонким носом, светлой кожей и светлыми волосами Хуана Кастильская была привлекательной с детства. Она также была прекрасно образована: изучала латынь и обладала замечательными музыкальными способностями, что было одним из немногих её утешений на протяжении всей её трагической жизни. Отнюдь не показывающая никаких признаков, которые заставили бы задуматься о ее будущем статусе «безумной королевы» Испании, Хуане, казалось, было суждено стать блестящим украшением при дворе какого-нибудь выдающегося европейского принца.

Хуана Кастильская Безумная. Изображение из открытых источников.
Хуана Кастильская Безумная. Изображение из открытых источников.

Так случилось в 1497 году, когда в возрасте 17 лет она переехала в Нидерланды, чтобы выйти замуж за эрцгерцога Австрии Филиппа Прекрасного, наследника домов Бургундии и Габсбургов. Католические монархи разработали стратегию супружеских союзов в Европе, чтобы окружить своего великого врага, французскую монархию. Хуана в этой политической игре была не более чем пешкой. Несмотря на это, а также несмотря на различия в характерах, которые приводили к многочисленным ссорам, между Хуаной и Филиппом возникла сильная привязанность, что привело к многочисленным родам инфанты. В итоге у супругов было шестеро детей.

Свадьба принцессы.

Судьба Хуаны как эрцгерцогини и принцессы Фландрии вскоре была изменена серией смертей в ее испанской семье. В октябре 1497 года её старший брат Хуан умер в возрасте 19 лет, согласно тому, что было сказано за его сексуальные излишества с его молодой женой Маргаритой Австрийской. Почти полвека спустя император Карлос V, сын Хуаны, предупредил своего отпрыска, будущего Филиппа II, что он не должен совершать эксцессов в первые годы своего брака, потому что это убило молодого Дона Хуана. Год спустя скончалась другая старшая сестра Хуаны, Изабелла, вышедшая замуж за Мануэля I. Ее новорожденный сын Мигель остался наследником Испании и Португалии, но умер до своего второго дня рождения. Таким образом, в 1500 году Хуана стала единственной наследницей корон Кастилии и Арагона, поэтому ее мать, Изабелла, умоляла ее срочно вернуться из Фландрии в Испанию.

Выше этих строк гравюра из Der Weiss Kunig (Белый король), биографии императора Максимилиана I. На изображении показано прибытие Хуаны  Кастильской во фламандский порт Арнемёйден в 1497 году. Изображение из открытых источников.
Выше этих строк гравюра из Der Weiss Kunig (Белый король), биографии императора Максимилиана I. На изображении показано прибытие Хуаны Кастильской во фламандский порт Арнемёйден в 1497 году. Изображение из открытых источников.

В то время никто не подвергал сомнению способность Хуаны править. Ее всплески темперамента были достоянием общественности, но они считались чертой, унаследованной от ее импозантной матери, также склонной к приступам меланхолии. Способности Хуаны часто высоко ценились. В 1501 году епископ Кордовы, посланный католическими монархами в качестве посла во Фландрию, сообщил, что она «была очень здравомыслящей и хорошо организованной». В том же году постоянный посол Испании даже сказал, что «удивительно, что в таком молодом возрасте, принцесса проявляла столько здравомыслия».

Хуан Фландес. Портрет Филиппа Красивого. Изображение из открытых источников.
Хуан Фландес. Портрет Филиппа Красивого. Изображение из открытых источников.

Как только Хуана и Филипп прибыли в Испанию, королева Изабелла устроила все, чтобы придворные Кастилии признали ее дочь законной наследницей престола. Эрцгерцог Филипп, позорно пониженный до ранга супруга, покинул Испанию шесть месяцев спустя, оставив свою жену беременной четвертым ребенком, которого назвали Фердинанд в честь его деда по материнской линии. Изабелла намеревалась, чтобы Хуана сменила ее в Кастилии в качестве полноправной королевы, с поддержкой эрцгерцога или без нее. Чего она не могла учесть заранее, так это того, примут ли такое решение и Филипп, и Фердинанд Арагонский, который по закону был единственным королем Арагона.

Первые предпосылки.

Встреча придворных в Толедо в мае 1502 года ознаменовала поворотный момент в общественной жизни Хуаны, поскольку именно тогда ее способность управлять государством стала подвергаться сомнению. Когда королева Изабелла составила завещание незадолго до своей смерти, 26 ноября 1504 года, возникли серьезные сомнения в психическом здоровье Хуаны. Хотя Изабелла подтвердила ее как наследницу своих королевств, в документе она добавила оговорку, что если королева Хуана, «присутствуя в них, не хочет или не может осуществлять правление», именно Фернандо будет осуществлять регентство от ее имени.

Хуан Фландес. Портрет Хуаны Безумной. Изображение из открытых источников.
Хуан Фландес. Портрет Хуаны Безумной. Изображение из открытых источников.

В новой попытке предотвратить возможную узурпацию со стороны Филиппа Габсбургского, королева подчеркнула его положение как иностранца и прямо запретила назначение любой гражданской или церковной должности людям, которые не были уроженцами его королевств. Неважно, что на бумаге выражение «или не может» - это просто апостиль от Изабеллы Католической: это самый сильный признак того, что мать Хуаны теперь сомневалась в способности своей дочери управлять.

Многие ученые утверждали, что предполагаемое «безумие» Хуаны произошло исключительно из-за мужского политического заговора. Поскольку для Филиппа или Фердинандо это было препятствием для осуществления абсолютного контроля над Кастилией, ее отстранение удовлетворяло интересы обоих. Они утверждают, что ее психическое расстройство было намеренно преувеличено, чтобы сделать ее неприемлемой как королева. Далее утверждалось, что её диковинное поведение на самом деле было законной попыткой заявить о себе в мире, где доминируют мужчины. Эта аргументация делает Хуану сторонником всех тех женщин, которые в ходе истории были несправедливо отстранены от власти.

Непредсказуемое поведение.

Однако есть бесчисленные свидетельства того, что Хуана Кастильская действительно была слишком нестабильна, чтобы доверить ей правительство. Много раз утверждалось, что Хуана унаследовала свое безумие от своей бабушки по материнской линии, Изабеллы Португальской. Хотя доказательств для постановки клинического диагноза недостаточно. Если мы ограничимся утверждением, что Хуана была чрезмерно непредсказуемой для правления, то свидетельств необычного поведения будет достаточно. Правда в том, что ее поведение было настолько аномальным, что до ее последних дней ее семья искренне опасалась, что она одержима дьяволом.

Спустя несколько месяцев после внезапного возвращения Филиппа в Нидерланды Изабелла впервые серьезно усомнилась в способности своей дочери править. Горячее желание Хуаны воссоединиться с мужем вступило в противоречие с намерениями ее матери научить ее править. Споры между двумя женщинами серьезно повлияли на их здоровье, до такой степени, что королева начала испытывать сильнейшие боли в груди.

Хуана была заключена в замок Ла Мота, великолепное кирпичное сооружение, расположенное в Медине-дель-Кампо, где произошел необычный и сбивающий с толку инцидент. По словам самой Изабеллы, ее дочь Хуана находилась вне замка, босиком и без теплой одежды, до двух часов ночи в одну из самых холодных ночей в году. Этим жестом Хуана хотела дать понять своей матери и, в конечном итоге, позволить ей уехать во Фландрию в поисках своего мужа эрцгерцога. Она достигла своей цели за счет своего личного достоинства, что является важным качеством в характере любого правителя.

Между 1503 и 1504 годами Хуана была заключена в замке Ла Мота в Медине-дель-Кампо, где она жестоко противостояла своей матери, чтобы та позволила ей уехать во Фландрию. Изображение из открытых источников.
Между 1503 и 1504 годами Хуана была заключена в замке Ла Мота в Медине-дель-Кампо, где она жестоко противостояла своей матери, чтобы та позволила ей уехать во Фландрию. Изображение из открытых источников.

В июне 1506 г. произошел еще один подобный инцидент. Она и ее муж вернулись в Испанию в апреле, через шестнадцать месяцев после смерти Изабеллы Католической. 28 июня Филипп сообщил ей, что подписал соглашение Виллафафила с её отцом, в котором оговаривалось, что если новая королева не захочет или не сможет править, Филипп получит полную власть и даже продолжит быть королем в случае смерти жены. Фердинанд пообещал удалиться в Арагон, хотя он сохранил половину доходов, которые Новый Свет платил Кастилии, а также полный контроль над военными приказами. Сначала Хуана была возмущена этими переговорами, но потом она, похоже, перестала обращать на них внимание. Вместо того чтобы возражать, она только попросила посетить сады графа Бенавенте, известного своей коллекцией животных. Увидев павлинов, Хуана убежала, пока не наткнулась на дом местной жительницы.  Укрывшись на кухне, она отказалась уходить, несмотря на мольбы мужа и окружение дома немецкими солдатами Филиппа.

Эти два происшествия проливают свет на психические расстройства Хуаны. С точки зрения XVI века неважно, определяем ли мы ее состояние как безумие или как тяжелую форму послеродовой депрессии. Хуана оказалась неспособной ни к какому стратегическому мышлению. Её разум больше не мог выходить за рамки непосредственных обстоятельств. Её единственной навязчивой идеей было чувствовать себя свободной. Но для чего? Править или быть управляемой? Ни стены Ла Мота, ни дом тахонеры возле Бенавенте никуда не вели.

Смерть Филиппа.

Внезапная смерть Филиппа Прекрасного 25 сентября 1506 года, несомненно, стала сильнейшим эмоциональным ударом для Хуаны, беременной шестым ребенком. Невозможно проверить жуткие истории о ее попытках вновь и вновь открыть гроб мужа, когда она перевозила его из одного города в другой в Кастилии, чтобы проверить его останки, возможно, чтобы предотвратить их потерю или кражу. Скорее, важно сосредоточиться на политических аспектах её реакции на смерть эрцгерцога в Бургосе. На следующий день, когда председатель Совета Кастилии отправился к королеве, государыня сама открыла дверь дворца, в котором она остановилась, так называемого Casa del Cordón, и сказала, чтобы они вернулась позже. Когда члены Совета снова явились, им пришлось преследовать Хуану по всему дому и, даже, через забор, который соединял часовню с их комнатами. Отказавшись заниматься неотложными делами, несмотря на отсутствие явной болезни, Хуана Кастильская еще раз продемонстрировала свою неспособность к управлению. Таким образом, Фердинанд Католический взял на себя бразды правления Кастилией в дополнение к управлению Арагоном. После его смерти в 1516 году, после непродолжительного регентства кардинала Сиснероса, старший сын Хуаны, Карлос, будет провозглашен королем в обход династических прав его матери, которая с 1509 года до самой его смерти будет находиться в замке-дворце Тордесильяс...

Хуана перед гробом, в котором несет останки мужа из Мирафлореса в Гранаду. Масло Франсиско Прадилья. 1877. Музей Прадо, Мадрид. Изображение из открытых источников.
Хуана перед гробом, в котором несет останки мужа из Мирафлореса в Гранаду. Масло Франсиско Прадилья. 1877. Музей Прадо, Мадрид. Изображение из открытых источников.

Когда она прибыла в Тордесильяс, Хуану сопровождала ее младшая дочь, юная инфанта Каталина, и она находилась недалеко от тела своего мужа, временно помещенного в соседний монастырь Санта-Клара. Однако ее первый опекун стал все больше нервничать, когда она отказалась сотрудничать, и в 1516 году кардинал Сиснерос уволил его за плохое обращение.

Мосен Луис Феррер, которого так звали, был напуган тем, что пленница умрет, находясь под его опекой, и признался, что «однажды применил насилие, чтобы спасти свою жизнь, поскольку она отказалась принимать пищу». Второй губернатор дома доны Хуаны, Эрнан Дуке де Эстрада, был культурным человеком, который относился к ней с большим состраданием. Он писал кардиналу Сиснеросу, что, если проявить немного терпения, иногда королева способна на продолжительные периоды ясности, хотя она призналась, что «в чем нельзя сомневаться, так это в том, насколько это следует действовать с любовью, потому что если вы хотите ее обмануть или применить силу-все развалится ".

Пожизненное заточение.

Больше всего критиковали за роль опекуна Хуаны маркиза Дении, чья семья отвечала за королеву до ее смерти в 1555 году. Следуя приказу Карлоса V, он ограничил доступ Хуаны к любой политически важной информации. В течение четырех лет Хуане не сообщали о смерти отца. Дения забрала инфанту Каталину из-под опеки своей матери в 1525 году, а два года спустя гроб Фелипе эль-Эрмосо тайно увезли, чтобы похоронить его в Королевской часовне Гранады.

Сын Хуаны Безумной король Карлос V. Изображение из открытых источников.
Сын Хуаны Безумной король Карлос V. Изображение из открытых источников.

Против идеи мужского заговора против Хуаны стоит отметить глубокую привязанность, которую проявляла к ней ее семья. По оценкам историка Бетани Арам, между 1535 годом и ее смертью ее дети и внуки посещали ее по крайней мере шестнадцать раз, некоторые из визитов длились несколько дней. Все искренне верили, что Хуана сошла с ума, и даже подозревали, что ее демонизировали.

На картине маслом Лоренцо Валлеса Хуана заставила замолчать троих придворных перед забальзамированным телом ее мужа Филиппом  Прекрасным, лежащим на кровати за занавесками.  1866 г. Музей Прадо, Мадрид. Изображение из открытых источников.
На картине маслом Лоренцо Валлеса Хуана заставила замолчать троих придворных перед забальзамированным телом ее мужа Филиппом Прекрасным, лежащим на кровати за занавесками. 1866 г. Музей Прадо, Мадрид. Изображение из открытых источников.

Ближе к концу её жизни её семья начала беспокоиться о том, что душа королевы находится в опасности. Она не хотел есть, не причесывалась, даже не мылась, не одевалась и упорно отказывался ходить на мессу. С 1534 года её сын Карлос тщетно пытался заставить её исповедаться. В 1554 году будущий Филипп II послал в Тордесильяс Франсиско де Борха, иезуита и бывшего графа Гандийского, с миссией выяснить причину её отказа ходить в церковь. Священнослужитель упрекнул королеву в том, что она жила, не посещая службы, или в том, что в ее личных комнатах есть священные изображения, напомнив ей, что ее внук теперь король Англии, и все еще существует риск того, что протестанты этой страны публично заявят, что их вера не отличается от ее. Хуана объявила, что женщины из семьи Дения мешают ее религиозной жизни, и, обвинив их в том, что они «закоренелые ведьмы», потребовала, чтобы они были расследованы инквизицией.

Хуана I Кастильская умерла в Страстную пятницу 1555 года в возрасте 76 лет после того, как пробыла в заточении почти полвека. Франсиско де Борха засвидетельствовал, что её последними словами были «Иисус Христос распятый, помоги мне». Хуана на протяжении всей своей жизни боролась за то, чтобы быть хорошей дочерью, женой и матерью. Она признала, что часто болела и что когда это происходило, она не мог управлять своими многочисленными королевствами. Величайшая дань уважения, которую может вам заплатить история, - это признание своих слабостей.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для Вас.