Странный вопрос, правда? "Татарин татарин инде", - скажут некоторые. А вот и нет, в глобальном мире, где все намешано-перемешано, и татарином/татаркой можно быть лишь на словах, и татарскость (татарлык) можно потерять всего за несколько поколений в ходе так называемой аккультурации. Многие семьи даже не замечают этого. Думают, что они еще татары, даже "чын татарлар". А на деле... грустно всё.
Как же быть в таких грустных условиях? Обратимся к спасительному документу, предложенному совсем недавно: "Стратегии действия татарского народа". Как утверждают его авторы, не все еще потеряно. И милли рух (национальный дух) можно восстановить. Причем если разум уже не помогает, то можно опираться на чувства, на национальные. Такие тоже бывают.
"В полифонии глобализованного мира каждый татарин услышит родные звуки. Для кого-то это родная речь (туган тел), воспетая великим Габдуллой Тукаем, впитанная с колыбельной песнью матери, сказками бабушек и дедушек, отцовскими наставлениями, школьными уроками. Чье-то сознание пробудит мелодичная грусть предков, сохранившаяся в народных песнях (моң). Третьи среди городского шума прочувствуют татарское в себе в пронзительных призывах к мусульманскому азану или тихой молитве (дога)".
Это цитата из того документа. В разделе о национальных чувствах (милли хисләр) много чего интересного. Одно из милли хис можно вот так вот услышать и распознать в полифонии глобального мира.
С "туган тел" и "дога" - все более-менее понятно. А вот как услышать "моң", и тем более передать, если невозможно объяснить что это ? Недавно в Институте истории Марджани посвятили понятию "моң" целый научный семинар. Самых разных пояснений прозвучало много, были и весьма интересные мысли:
- "моң – это глубинное восприятие на генетическом уровне своей национальной музыки" (музыковед Гузель Юнусова);
- "моң - сакральное понятие, характерное для всех тюркских народов" (музыковед Геннадий Макаров);
- "моң - это часть протяжных песен (озын көй), песен навевающих грусть, печаль" (музыкант, исследователь Алмаз Асхадуллин).
Вот такие вот интересные направления для интерпретации понятия были обозначены уважаемыми специалистами. Обратимся вновь к "Стратегии действия татарского народа":
"Самое загадочное явление татарской культуры – её квинтэссенция – «моң». Это «пение с душой, мелодия души» – многогранное понятие, являющееся своеобразным синонимом народной душевности и гармонии. В душе каждого татарина есть место для этого сложно передаваемого чувства. Народная душевность, сопереживание, внутренняя гармония – все это охватывает понятие «моң». Весь многовековой опыт татарского народа, духовные переживания поколений нашли отражение в одном слове. Можно ли воспитать в себе это чувство? Как найти его? Ответы на эти вопросы подскажет сердце".
А вам сердце часто подсказывает? Подает сигналы вроде: вот это "моңлы, безнеңчә", а это явно не наше. Ну примерно, как писал тот же Габдулла Тукай в своем "Әллүки":
Ишеттем мин кичә: берәү җырлый,
Чын безнеңчә матур, милли көй;
.... Башка килә уйлар төрле-төрле,—
Әллә нинди зарлы, моңлы көй
В общем не так просто современному татарину. Уже не так часто можно услышать "милли көй", "моңлы көй", хотя вокруг - музыкальные каналы, концерты, фестивали на самый разный вкус. А если этих вкусов слишком много, предлагают сразу "татарча солянку". И исполнителей, говорят, очень много. Татары вообще любят петь, а если на этом еще можно заработать? Только сам "моң" не терпит товарно-денежный подход.
И снова цитата из "Стратегии действия татарского народа":
"В культурной многоголосице самобытный татарский «моң» раскрывает душевную красоту человека, чистоту помыслов, благородство устремлений. Задушевные народные мелодии, удивительный голос Ильгама Шакирова и современные татарские аранжировки находятся в едином ряду знаменитой татарской пентатоники".
Тут, конечно, авторы явно переборщили с реверансами в сторону современных аранжировок. Да и при всем уважении к творчеству Ильгама Шакирова, выделять его одного, наверно, не стоило. На самом деле татарских "удивительных голосов" не мало.
Но мне понравился подзаголовок к этому эпизоду документа, где говорится про "моң":
Оберегать народную душевность и гармонию (моң)
Таким образом, можно сделать выводы:
Моң - это не только про грусть и протяжные песни. Действительно, это народная душевность и гармония. Есть ведь еще такое понятие "моңсыз". И речь идет не о веселом человеке, который не ведает грусти. Так говорят про того, кто равнодушен и не способен к сочувствию. В общем, лишен самых добрых чувств. Если отталкиваться от этого понятия, то и "моңлы кеше" - это не всегда тот, кто напевает что-то или живет с вечной грустью в сердце (хотя не без этого). Тот, у кого есть "моң", внимателен к своему ближнему, деликатен в словах и поведении. Ведь "моң" оберегает нас от черствости души.
Читайте также:
В Институте истории им. Ш.Марджани выяснили, что такое "моң"