Дочь известного путешественника П.П.Семёнова-Тян-Шанского наблюдала за жизнью крестьян и тщательно описывала то, что увидела. Очерки Ольги Петровны являются и сегодня ценнейшим материалом для ознакомления с жизнью крестьянского сословия.
Беременность.
Даже сегодня нас приучают к мысли, что беременность - это не болезнь, а уж для русских крестьянок она была чуть ли не рядовым событием, связанным разве что с некоторыми неудобствами, да лишними расходами.
Ожидающая ребёнка женщина не прерывала свою обычную ежедневную работу: выполняла всё, что нужно, и по дому, и в поле. Никто никаких скидок на её состояние не делал.
Роды могли наступить внезапно, и застать женщину хоть в поле, хоть в избе, хоть на телеге по дороге с работы домой.
Как родители ждали прибавления в семействе?
Молодых будущих родителей их родственники не воспринимали полностью готовыми к своей роли, даже не считали их физически зрелыми. Соответственно, первые двое детей у молодоженов считались слабыми, не готовыми к жизни. Крестьяне без сожаления допускали, что младенцы могли не выжить.
Часто новорожденные погибали во сне, случайно придавленные своими "крепко заснувшими" матерями.
Какое было отношение родителей к полу ребёнка?
Мужчина, как известно, с большой гордостью ждал сына, но если рождалась девочка, он её почти не замечал. За рождение девочки мужика могли побить его же друзья. Это очень дурной обычай, по мнению О.П.Тян-Шанской.
А женщина была рада и девочке, поскольку дочь для неё - это и будущая помощница во всех домашних делах, и нянька всех последующих её детей.
В те времена была в ходу поговорка:
"Сын — батюшкин, дочь — мамушкина."
Следует отметить, что к часто родящей женщине тогда относились негативно, очень обидно обзывали (в том числе и свекровь):
«Ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила»
Незаменимая помощь в родах бабки-повитухи
Для помощи рожающей женщине приглашалась бабка-повитуха, которая за свою практику накапливала множество разнообразных методов родовспоможения.
Вот некоторые из методов, которые использовали бабки, если у роженицы затягивались роды:
- муж трижды проползал на четвереньках между ногами стоящей на полу роженицы;
- женщина для ускорения и облегчения родов должна была повисеть, ухватившись за брус под потолком избы;
- если плод шел неправильно (например, вперёд ножками), бабка, с помощью мужа, устраивала «спускание» роженицы вниз головой по установленной в избе наклонной доске. От быстрого движения ребёнок переворачивался и принимал правильное положение/надо же додуматься(!) бабкам, вот это опыт!/.
Ольга Петровна записывает:
Если младенец родится обмершим, дуют ему по три раза на темя, между лопатками и на подошвы ног, шлепают по задку или откачивают, как утопленника.
Уход за новорожденным младенцем.
О какой-либо гигиене в крестьянской избе остаётся только мечтать. Младенец попадал в грязную люльку, куда была предварительно положена старая материна понёва (юбка), либо была просто постлана соломка, которую будут теперь менять через день-два по мере намокания.
Новоиспеченная мать при этом говорила:
«Хорошо, и на поневе полежит, не лучше других. Небось другие не подохли — выросли».
Если у матери было мало молока, а также - на время её отсутствия, для ребёнка делали соску. Бабка или сёстры жевали чёрный хлеб или картошку, выплёвывали эту смесь в реденькую тряпицу, перевязывали ниткой — нехитрое приспособление было готово.
Одну и ту же соску могли использовать очень долго, не прополаскивая, так, что от неё начинал исходить тошнотворный кислый запах.
Поскольку мать после родов, уже на третий-четвертый день (а то и на второй), должна была приниматься за тяжелую домашнюю работу, которая была просто нескончаема, уходом за ребёнком она не успевала заниматься.
Лечение младенцев в крестьянских семьях
Младенец прел в мокрых пеленках, надрывался в крике от голода, его пупок долго не заживал. У новорожденного быстро развивалась «грызь» - грыжа.
Для лечения грыжи снова приглашали бабку. Знахарка лечила «грызь» давно известным эффективным средством: отжатое через тряпку овсяное конское «дерьмо» она смешивала с материнским молоком. Этим лекарством и поила младенца.
Если ребёнок кричал не переставая, считалось, что ребёнка сглазили. Тогда бабка в течение нескольких дней носила ребёнка в поле для совершения заговоров.
Если у младенца бывал понос, его лечили приобретённым в церкви вином, давая малышу по каплям.
►►► Статья в тему:
Вы думаете, что Баба-Яга пекла детей в печи? Нет! Она их «перепекала»
Случаи вытравливания и убийства новорожденных
О.П.Тян-Шанская писала, что в деревнях бывало достаточно много случаев вытравливания плода, и приводила следующий пример.
Жена одного помещика выращивала в своём саду лекарственное растение - казацкий можжевельник, настой которого облегчает трудные роды. Помещица не отказывала ни одной крестьянке в помощи, однако заметила, что ночами все кусты можжевельника оказывались оборваны, видимо, с дальнейшими целями прекращения беременности.
А вспомните - что было рассказано о средстве от беременности в этой статье про А.П.Чехова:
"... в лавке его отца продавалось лекарство "от беременности", в которое входили следующие ингредиенты: ртуть, азотная кислота, нефть, стрихнин и другие. Когда будущий писатель стал учиться медицине, то понял: сколько же женщин могли расстаться с жизнью, употребляя подобное средство."
Случаев убийства новорожденных (особенно, незаконных) было немало.
Бабы или девки, родив где-нибудь в клети, сами умерщвляли младенца, потом бросали его либо в воду с камнем на шее, либо в густую коноплю, либо зарывали в землю на заднем дворе.
Одна вдова попалась после того, как бросила ребёнка в пруд, а через месяц пруд сильно высох.
Другой раз попалась девка, когда собака вытащила из густых зарослей конопли выброшенного ей ребёнка.
Как-то свиньи выкопали прямо у погоста зарытого совсем недавно ребёнка.
Некоторые женщины отправляли незаконнорожденных младенцев в Москву, где брошенных детей принимал Воспитательный дом.
В одной глухой деревне случилось убийство рождённого не от мужа младенца молодой матерью после того, как родители мужа стали наседать на молодуху, чтобы она избавилась от нагулянного дитя. Тогда мать положила в соску для ребёнка серные головки от спичек... Суд её оправдал.
Раз в году случаются детоубийства, когда матери попадают под суд, хотя тайных таких случаев гораздо больше.
Для О.П.Тян-Шанской являются подозрительными даже случаи "засыпания" (случайного придавливания матерью) ребёнка во сне. Она считает, что крестьянские семьи стараются не выносить "сор из избы", поэтому и причины некоторых убийств невозможно вывести "на чистую воду".
Автор очерков "Жизнь Ивана" отмечает, что детская смертность увеличивается летом, когда дети, остающиеся без присмотра, едят огурцы и зелёные яблоки, и всё, что найдут на земле. Главной причиной смерти в данных случаях становился понос.
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
В целом, автор заметок писала, что детская смертность составляла в крестьянских семьях примерно 50 % от рождённых детей. А рожали бабы от 8 до 12 детей, из которых в живых оставалось 3-4 ребёнка.
Основные причины детоубийств среди крестьянских женщин были следующие:
- молодая девушка, нагулявшая ребёнка, боялась стыда;
- замужняя баба - боялась мужа и гнева родственников;
- вдова или солдатка, уже имевшие несколько детей, шли на детоубийство из экономических соображений.
Картина крестьянской жизни складывается очень невесёлая. Читайте о ней продолжение в следующей статье.
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!