Найти в Дзене
Киносмысл

«Бойцовский клуб». Чак Паланик. Книга (издательство АСТ. Москва. Перевод И.Кормильцев 2001)

Оглавление

Общие впечатления

На всём протяжении чтения постоянно преследовала мысль —"пора прекращать эту экзекуцию". Сложилось впечатление, что текст собран из отдельных, сюжетных блоков, которые хаотично скреплены друг с другом. Периодически теряешь нить повествования из-за коротких вставок, и на мой взгляд, лишних вкраплений. Возможно, автор создавал эффект бессонницы или длительного периода отсутствия сна, когда в течение дня неожиданно в мозгу проскакивают отрывки сюжетов, то ли забытых снов, то ли происходивших событий. Но в тексте это начинает быстро надоедать. А может это проделки киномеханика Тайлера?...

Не знаю кому адресовать подобный "рваный" стиль автору или переводчику, но меня это раздражало. Словно засевшая заноза, которая вроде не сильно беспокоит, но временами остро напоминает о себе.

При том, что отдельные фрагменты текста и предложения смотрятся довольно сочно и оформлено. Получаешь истинное удовольствие читая такую изящную подачу. Но на этом приятные впечатления заканчиваются. Короче, если это не упущение переводчика, то такой стиль изложения мне не по душе. Действительно, похоже на то, как будто тебя прижал к холодному полу жирный боров и пытается выбить последние остатки сознания. "Я — Безмолвное Негодование Джо".

Сравнение с фильмом

Естественно, что сценарий может сильно отличаться от книги, но без книги многие моменты фильма были не понятны. В общих чертах — расхождение книги и фильма довольно значительные. Хотя бы взять эпизод первого знакомства "Джека" с Тайлером Дёрденом. Как выясняется в последствии, это произошло в момент первой встречи с Марлой Зингер в группе поддержки. Тогда же, какая-то часть "Джека" стала перерождаться в Тайлера.

Кинокартина опускает довольно забавный момент: главный герой сочиняет короткие трёхстишья — хокку:

Улыбка змеи,

Тигра приветливый взгляд:

Ложь — источник зла.

Подобным образом он пытается отрешиться от рутины реальности, и проявляет умение сохранять внутреннее равновесие после событий происходивших в бойцовском клубе.

В книге более развёрнуто можно увидеть драматизм взаимоотношения "Джека", Марлы и Тайлера. Что придаёт сюжету более наполненный и ясный смысл.

Так же странно было узнать, что Марла Зингер, девушка которая плюёт на собственную жизнь и ожидает смерти в любой момент, заботиться о полноте своих губ, которые с годами станут тоньше. Поэтому Марла бережно копит "коллагеновый фонд", хранящийся в морозилке в доме на Бумажной улице, и приходит в ярость, когда "Джек" по неосторожности размазывает этот жир по полу.

Философия Марлы заключается в самой возможности умереть в любое мгновение. Трагедия вся в том, говорит она, что этого не происходит.

Есть несколько ключевых сцен не вошедших в фильм, либо имеющих совершенно иную трактовку:

За рулём "кадиллака" сидит не Дёрден, как показано в фильме, а автомеханик одного из бойцовских клубов, который по приказу Тайлера везёт "Джека" к пропасти, дабы преподать ему очередной урок своей деструктивной философии.

Знаменитая сцена самоизбиения происходит не в кабинете начальника "Джека", а у менеджера отеля "Прессман". Именно там "Джек" требует чтобы ему продолжали платить зарплату и чаевые несмотря на его уход. И это было одним из домашних заданий Тайлера. На своей основной работе он продолжает трудиться практически до конца сюжета, а именно, до убийства своего руководителя.

Да, Тайлер убивает его начальника, которого, как "Джек" сам утверждает, он немного всё же любил. "Джеку" не нравилась его работа и его горячим желанием было никогда не больше работать, но таким образом он точно не собирался избавляться от неё.

Если люди понимают, что видят тебя в последний раз, они начинают действительно смотреть на тебя. Тут тебе принадлежит всё их внимание. Они начинают слушать, а до того просто ждали своей очереди заговорить.

Финал картины изменён полностью, так как главный герой всё-таки отправляет себя на небеса. А тщетная попытка Марлы, приведшей всю группу поддержки с проблемами патологий в надежде остановить "Джека", закончилась неудачно. Взрыва так и не прозвучало, но спусковой крючок щёлкнул. Мир Тайлера умер... хотя, идеи живут дольше людей.

"Проект Разгром" спасет мир. Наступит ледниковый период для культуры. Искусственно вызванные темные века. "Проект Разгром" вынудит человечество погрузиться в спячку и ограничить свои аппетиты на время, необходимое Земле для восстановления ресурсов.

Из всей книги больше всего мне понравился этот отрезок:

Одной минуты вполне достаточно, объяснил Тайлер. Приходится попотеть, чтобы достичь совершенства, но минутное совершенство оправдывает все усилия. От совершенства и требовать нельзя, чтобы оно длилось дольше.

Мирослав Творимиров©

Тень гигантской руки —вот  что создаёт Тайлер.
Тень гигантской руки —вот что создаёт Тайлер.

Чего хотел Тайлер Дёрден?

Револьвер. Шахматная партия против Страха

Реального мира нет — это часть матрицы. Миссия избранного