Несколько лет назад авторитетная австрийская компания Baumit признала храм в честь Казанской иконы Божией Матери самым красивым в Европе. Любопытно, что памятник архитектуры XIX века находится не в Париже, Барселоне, Москве или в Санкт – Петербурге, а в крошечном поселке Тельма Усольского района Иркутской области.
Маленькая Тельма есть даже не на всех картах, но так или иначе с ней связаны события мирового масштаба. Посёлок основали в 1660 году, спустя семьдесят лет, в 1731 году на устье речушки Большой Тельминки заложили цеха железоделательного завода. Продукция предприятия предназначалась для оснастки судов экспедиции Витуса Беринга. За коротким взлётом производства железа наступил спад, причина – отсутствие массового спроса.
Как и любое производство, завод аккумулировал большое количество рабочих рук, которые не знали куда себя приложить после того, как на цеха повесили огромные железные замки. Сохранились свидетельства о том, как железных дел мастера просиживали с утра до вчера в дешевых кабаках, пропивая последнее. Участились кражи и грабежи, и непонятно чем бы закончилась вся эта история в итоге, не откройся суконная фабрика, и еще несколько мануфактур по выпуску стекла, клея, мыла и т.д.
Бывшие работяги железоделательного завода занялись смолокуренным, лесопильным, мукомольным и винокуренным производством.
Тельминская суконная фабрика снабжала русскую армию, воевавшую с войсками Наполеона. Кстати, военную форму здесь шили и во время двух следующих мировых войн, и лишь лихие 90-е сумели победить само производство.
Храм Казанской Иконы Божией Матери имеет непосредственное отношение к войне с Наполеоном, его предложили воздвигнуть в честь победы России над французами в Отечественной войне 1812 года. Инициатором богоугодного дела выступил управляющий тельминскими суконными фабриками Игнатий Соколовский. Его идею поддержали местные купцы, выделив значительные суммы. Первый камень у основания храма заложили в 1813 году, по другой версии, 9 июня 1814 года. Место выбирали общим советом, в итоге остановились на одном из холмов, мимо которого проходит Московский тракт. Много позднее колонны каторжан падали перед храмом на колени, одни просили Господа дать им силы, чтобы добрести до нерчинских рудников, другие умоляли прекратить земные страдания.
Сведения о зодчих разнятся. В церковных записях говорится о неких итальянских архитекторах, помимо которых упоминается некий ссыльный мастер Иоаким Шорин. Историки склоняются к версии, что необычную форму храма придумал иркутский мастер Яков Кругликов, на творчество которого оказали влияние труды известного архитектора Матвея Казакова.
Храм возвели за рекордные три года. Ссыльные работники, приписанные к той же суконной фабрике, трудились от зари до зари. Были придуманы особые подъёмные механизмы, потому что согласно чертежам, высота колокольни должна составлять 47 метров. В общей сложности из разных источников на строительство церкви потратили 31 918 рублей 31,5 копейки. Иконостас везли из Москвы на подводах. Изюминкой проекта считались часы, установленные в верхнем ярусе ссыльным мастером Климовым. Механизм неизвестных мастеров, предположительно итальянцев, исполнял 12 музыкальных пьес. По сложности часы не уступали тем, что удивляют народ у театра имени С. Образцова в Москве. Каждый час алебастровые фигурки ангелов поднимали трубы, отыгрывали новую мелодию.
Мрачный период начался после революции. Несколько раз храм пытались закрыть. Церковь предупреждала, что это могло привести к народному бунту. Кажется невероятным, но службы в церкви продолжалась вплоть до 1936 года, пока не арестовали 78-летнего Николая Успенского. Как только на церковных воротах появился замок, храм начали разорять. Сначала пропали дорогие ризы с икон, потом варварски сломали чудо - часы, разбили фигуры ангелов. Комитет воинствующих безбожников открыто начал крушить храм. Долго не могли сбросить с колокольни колокол весом в 75 пудов, в итоге сделали это, прорубив стену.
Настоятель храма отец Сергий в интервью сайту иркутского землячества «Байкал» рассказывал, что разорителей постигла небесная кара. Несколько поколений в семьях рождались дети с физическими уродствами. Инициатор разорения храма принял мученическую смерть, попав в картофеледавильную машину на спиртзаводе.
В 1936 году стало известно о намерении властей взорвать храм, как чуждый Советской власти элемент. Жители Тельмы придумали хитрый план. В архиве храма сохранились свидетельства о том, как председатель поссовета отправил рабочих Андрея Петровского, неких Андрея и Феодора, поставив задачу подготовить храм … под зернохранилище, а предметы культа сжечь. Мужики в итоге успели вынести лишь часть церковной утвари – аналои, киоты, а все остальное запрятали за алтарь.
Внутри храм спешно засыпали зерном, с которым не было проблем, потому что рядом находился спиртзавод, испытывающий острую необходимость в складских помещениях.
Когда из Иркутска пришла машина со взрывчаткой, тельминцы ошарашили чекистов, что не позволят взрывать зернохранилище. Невиданная дерзость в отношении представителей власти тельминцам сошла с рук.
Сохранилось свидетельство местной жительницы Клавдии Георгиевны: «Когда мы вошли в церковь, то от падающего на зерно света казалось, будто придел засыпан золотом».
Восстанавливать храм начали после войны. Доходило до того, что священники ездили по блошиным рынкам, скупая у спекулянтов и коллекционеров предметы культа. Настоятелем Казанского храма назначили священника Михаила Мещерякова, там он прослужил более 30 лет.
Сегодня храм в значительной степени восстановлен, здесь проходят службы. Единственное, что не удалось найти - чудесные часы, они будто провалились сквозь землю.
Более подробно об участниках спасения храма можно здесь
Понравился материал? Ставим лайк и подписываемся на канал "Планета Сибирь"