Перед Воскрешением самое время поговорить об аде.
Именно туда сегодня сошел Христос дабы спасти всех праведников.
Да, вам не послышалось, именно праведников.
Дело в том, что библейский ад в корне отличается от наших представлений о нем (четкое разделение на плюс и минус, когда в раю пребывают праведники, а в аду - грешники).
Библейский ад - это ШЕОЛ (название древнееврейское) и это нечто совсем иное.
Дело в том, что после грехопадения Адама и Евы рай стал недоступен для людей. Так появился ветхозаветный шеол, куда сходят все - и праведники, и грешники. Все люди на земле. ШЕОЛ - место, где нет радости, это МЕСТО ПЕЧАЛИ.
И по сути шеол - это про торжество смерти, ибо смерть есть главное следствие грехопадения.
"Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…" (из проповеди Св. Василия).
До Христа, Доброго Пастыря, смерть пасла человечество, а ад-шеол был ее законным царством.
Но тут пришел Иисус, чтобы спасти род человеческий.
А для Бога-Отца, который есть Бог не только живых, но и мертвых (являясь Моисею, Он называет Себя "Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова", тех, кто в то время уже были умершими), живы все.
Поэтому Христос спускается во ад - в шеол. Сокрушает врата ада и спасает всех тех, кто умер до Боговоплощения и Искупления.
И вот Андрей Рублев и его "Сошествие во ад".
Христос стоит, стоя на створках врат ада. Он взял за руку Адама, говоря ему: "Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек". За ним крохотная Ева. Слева - великие ветхозаветные цари Давид и Соломон, а над ними Иоанн Предтеча.
А позади Христа бело-голубой с синим круг - сияние славы Спасителя, заполняющее практически все пространство пещеры: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Ис. 9: 2; Мф. 4: 16).