Найти тему
Круто об искусстве

Великая Суббота.

Андрей Рублев "Спас", 1410ые. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Андрей Рублев "Спас", 1410ые. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Перед Воскрешением самое время поговорить об аде.

Именно туда сегодня сошел Христос дабы спасти всех праведников.

Да, вам не послышалось, именно праведников.

Дело в том, что библейский ад в корне отличается от наших представлений о нем (четкое разделение на плюс и минус, когда в раю пребывают праведники, а в аду - грешники).

Библейский ад - это ШЕОЛ (название древнееврейское) и это нечто совсем иное.

Дело в том, что после грехопадения Адама и Евы рай стал недоступен для людей. Так появился ветхозаветный шеол, куда сходят все - и праведники, и грешники. Все люди на земле. ШЕОЛ - место, где нет радости, это МЕСТО ПЕЧАЛИ.

И по сути шеол - это про торжество смерти, ибо смерть есть главное следствие грехопадения.

"Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…" (из проповеди Св. Василия).

До Христа, Доброго Пастыря, смерть пасла человечество, а ад-шеол был ее законным царством.

Но тут пришел Иисус, чтобы спасти род человеческий.

А для Бога-Отца, который есть Бог не только живых, но и мертвых (являясь Моисею, Он называет Себя "Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова", тех, кто в то время уже были умершими), живы все.

Поэтому Христос спускается во ад - в шеол. Сокрушает врата ада и спасает всех тех, кто умер до Боговоплощения и Искупления.

И вот Андрей Рублев и его "Сошествие во ад".

Христос стоит, стоя на створках врат ада. Он взял за руку Адама, говоря ему: "Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек". За ним крохотная Ева. Слева - великие ветхозаветные цари Давид и Соломон, а над ними Иоанн Предтеча.

А позади Христа бело-голубой с синим круг - сияние славы Спасителя, заполняющее практически все пространство пещеры: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Ис. 9: 2; Мф. 4: 16).

-2