История семьи Зои и Янека Левандовски ворвалась в мою жизнь неожиданно. Я тогда публиковала на своём канале «Бобриху». Уже несколько лет я занимаюсь своей родословной. Собираю фотографии своих предков. Изучаю метрические книги, которые есть в доступе.
Пока я исследую ветку родственников по линии моего папы, потому что Астраханский архив обширнее других архивов которые мне нужны. А мои предки ещё и из Воронежской области. Предки мужа из Саратовской, Ростовской. Хочу закончить одну ветку и приступить к другой.
Так вот. Просматривая папин армейский альбом осенью 2020 года, я увидела фотографию с именами и фамилиями его сослуживцев. Мой папа был пограничником, служил в Азербайджане на границе с Ираном. И мне захотелось найти его сослуживцев.
На сайте Одноклассники я вводила фамилии и имена с фотографии армейской, и мне попался один человек. Я очень обрадовалась этому. Написала сообщение.
Николай Алексеевич, так звали предполагаемого сослуживца, не отвечал очень долго. Только к концу ноября я получила долгожданный ответ. Оказалось, что он болел, и долгое время не выходил в интернет. На тот момент на своей странице в Одноклассниках я оставляла ссылки на «Бобриху».
Николай Алексеевич написал мне, что он не имеет никакого отношения к моему папе, но зато он с удовольствием читает «Бобриху».
Мы с ним разговорились. Оказалось, что он, как и я, собирает по крупицам историю своей семьи. Но его крупицы оказались гораздо масштабнее моих. Он рассказал мне о том, что его интерес к истории семьи возник примерно лет в 15 (родился он в 1948 году).
Он воспитывался у бабушки с дедушкой. И однажды спросил у бабушки, почему он Левандовский, а бабушка Левандовски. Бабушка объяснила, что во время войны была путаница с документами и его отцу Алексею, сыну Зои и Янека, в документах записали Левандовский.
Одна лишняя буква в фамилии до сих пор не даёт возможности Николаю Алексеевичу продвинуться в исследовании своей родословной.
И вот после этого вопроса бабушка Зоя стала рассказывать о своей жизни. Она рассказывала так подробно, что Николай Алексеевич внимательно слушал, а вечерами всё записывал.
Его младшая сестра смеялась над ним. Спрашивала, зачем ему, взрослому парню нужны эти сопливые бабушкины воспоминания. К слову, родная сестра Николая Алексеевича, похоже, унаследовала характер Макара, родного брата её бабушки.
Она была очень красива, пользовалась успехом среди мужчин. Разрушила не одну семью. Потом жила в одиночестве. С большим удовольствием читала записки брата о бабушке Зое.
Зоя Григорьевна рассказывала внуку всё в мельчайших подробностях. А когда бабушка вытащила старые фотографии, Николай Алексеевич был вне себя от счастья. Бабушка рассказывала так, что внук словно прожил вместе с ней эту жизнь.
Зоя Григорьевна с трепетом показывала фото Лорана, молодого Макара, родителей, Таисии. Фотография Таисии попала к Зое после смерти Лорана. И она сохранила таким образом память о нём. Письма, которые писал Янек Зое, письма от Карины и Оксаны, от Евдокии Зоя Григорьевна разрешила прочитать только после её смерти.
Николай Алексеевич получил к ним доступ только в 1990 году, когда продавали старый бабушкин дом. Николай Алексеевич случайно нашёл коробочку со всеми фотографиями и письмами. Он сказал, что он рыдал горючими слезами и совершенно не стеснялся своих слёз.
Говорит, что даже сейчас, когда перечитывает их, он плачет. Говорит, что эти слёзы согревают его изнутри. Ему кажется, что бабушка в такие моменты очень близка к нему.
Когда бабушка Зоя рассказывала свою историю, дед Янек выходил из комнаты. Он был очень сентиментальным. Не любил вспоминать о прошлом. Зою свою обожал.
Николай Алексеевич помнит их взгляды друг на друга. Говорит, что он никогда не смотрел на свою жену так, как смотрел дед на бабушку. У Николая Алексеевича такое ощущение, что Зое и Янеку досталась тройная порция любви друг к другу, что где-то на небесах произошла ошибка и этих двоих одарили невероятной любовью. Иначе как объяснить это всё?!
Когда бабушка и дедушка погибли, Николай Алексеевич был на службе. Он после армии остался служить дальше. Сейчас он на пенсии. Всю жизнь был моряком. Дослужился до звания полковника.
Смерть бабушки дедушки оказалась нелепой и неожиданной. Николай Алексеевич долго не рассказывал, как это произошло. Ему было больно об этом вспоминать. А произошло всё так: его родной сестре, которая когда-то смеялась над ним, какой-то любовник подарил мотоцикл.
Продолжение тут
Другие мои рассказы здесь