Найти тему

Роли и правила в дисфункциональных семьях

Какие же правила действуют в семьях с химической зависимостью?

Нездоровые, то есть дисфункциональные.

Они появляются в результате покрытия семьей алкоголика или наркомана, сохраняют его защитные механизмы, в конечном счете, активно потакают его употреблению и позволяют ему не нести ответственности за последствия его употребления.

Еще раз о некоторых из них:

1.Употребление алкоголя и /или наркотиков - главная часть семейной жизни.

Все в семье, так или иначе, крутится вокруг употребления веществ. Употребление влияет на все сферы жизнедеятельности семьи. Почти вся активность семьи зависит от состояния дел зависимого.

2. Алкоголь и наркотики - это причина семейных проблем.

Все проблемы в семье являются последствиями проблем зависимого с веществами. При этом эта причинно следственная связь может отрицаться семьей. Как зависимый обвиняет в своих бедах все что угодно, кроме своего употребления, так и семья может обвинять обстоятельства и других людей, но никак не связывать проблемы с зависимостью. Феномен отрицания формируется у всей семьи.

3. Кто-то или что-то вызвало химическую зависимость, зависимый человек не отвечает за ее проявления.

Семья покрывает и несет полную ответственность за последствия употребления. Выкупаются заложенные в ломбард вещи, зависимый выкупается из милиции, ему никто не говорит правды, ему по прежнему дают деньги, а порой и покупаются вещества, чтоб он употреблял их дома, под контролем. Зависимому незачем прекращать употребления. Он знает и уверен, что бы он не натворил, ему все сойдет с рук.

4.Статус-кво семьи должен поддерживаться, во что бы то ни стало.

Никто из членов семьи не должен обсуждать проблему зависимого вне стен своей

«крепости». Никто не должен знать, что в семье есть проблема. Это стыдно и опасно

выносить «сор из избы». Все должны сохранять полное молчание и делать вид, что в

семье все хорошо. Семья сама, своими силами справится с проблемой.

5. Каждый член семьи должен быть пособником болезни.

Ничего что он употребляет. Мы возьмем его обязанности на себя. Мы будем контролировать его и следить, чтобы он не употреблял. Все должно быть направленно на его спасение.

6. Никто не имеет права говорить, что он на самом деле чувствует.

Иначе говоря, не чувствуй, не говори, не доверяй. Нездоровые, то есть нечеловечные и жесткие правила, одним из которых является «не говори, не чувствуй, не доверяй», способствуют тому, чтобы семейная система оставалась закрытой. Никто вовне не должен знать, что происходит внутри семьи.

Почему же закрытая семейная система препятствует выздоровлению семьи? Очень просто, внутри семьи проблема не обсуждается и как будто не существует, а когда она становится очевидной, то сказать о ней стыдно, да, и не принято. Все члены семьи слишком больны, чтобы самостоятельно справиться с проблемой, а помощь извне, не может придти, потому что о проблеме никто не знает, а если знает или догадывается, то стесняется дать совет или информацию, потому что о ней никто не просил. К примеру, если ваши близкие или друзья, услышали по радио или ТВ информацию о лечебном центре, они могут не довести ее до Вас, подчиняясь Вашим правилам. Помощь извне блокируется круговой обороной семьи.

В таком состоянии семейная система может находиться десятилетиями. Зависимый не несет никакой нагрузки, не выполняет никаких обязанностей, все равномерно распределено на всех членов семьи. Он становится обузой для семьи. С каждым годом остальным становиться, все труднее нести двойной или тройной груз. Ресурсы семьи истощаются. Выживать в такой семье все труднее. Она утрачивает свое первоначальное значение и смысл.

-2

Теперь о ролях в дисфункциональной семье.

Правилами предусматривается, что каждый член семьи должен быть помощником, пособником болезни. И каждый им и является, по-своему. Так супруг (а) становится костылем, главным потакателем болезни. Это происходит так: когда члены семьи больше не в состоянии контролировать количество алкоголя и наркотиков употребляемого химически зависимым человеком, время, место, причины употребления, они начинают контролировать его последствия. Это и есть потакательство. Оно облегчает зависимому употребление, потому что защищает его от боли. Потакающее поведение рассчитано так, чтобы не столько защитить алкоголика или наркомана, сколько защитить семью. Но и химически зависимый попадает под эту защиту и, следовательно, может продолжать употреблять вещество. Покупаясь на эти «алиби», находя оправдания, покрывая алкоголика или наркомана, защищая семью от неловкости и замешательства, финансовых проблем, боли и распада - «потакатель» помогает зависимому человеку не сталкиваться с болезненными ситуациями и отрицать наличие у себя проблемы. «Потакатель» как бы оттягивает момент истины, он не дает химически зависимому почувствовать связь между болью и употреблением.

В разыгрывающейся по сценарию алкоголика или наркомана драме важные роли достаются и детям. Они - самые невинные жертвы заболевания. Дети алкоголиков и наркоманов входят в группу повышенного риска заболевания алкоголизмом и наркоманией, склонны к развитию различных эмоциональных проблем в более взрослом возрасте. Поэтому каждый ребенок каждого алкоголика и наркомана нуждается в помощи.

Дети реагируют на алкоголизм и наркоманию в семье несколькими способами. Некоторые дети помогают и защищают неупотребляющего родителя, другие защищают алкоголика или наркомана. Некоторые пытаются остановить или контролировать употребление. Многие становятся нервными, и у них появляются проблемы в других сферах жизни, возможно в школе.

Дети вырабатывают свои способы выживания в семье с химической зависимостью. Это необходимо, чтобы иметь силу, которая защитила бы их и дала им чувство значимости. Эти защитные механизмы может и хороши в детстве, но во взрослой жизни они могут стать источником проблем (см. табл. «Реактивная модель ролей в дисфункциональной семье»).

Некоторые дети становятся во всем первыми. Это дети – вывески. Дети – герои. Они берут на себя дополнительные обязанности по дому, великолепно учатся в школе, становятся лидерами и структурируют жизнь остальным членам семьи. Это их ставят на табуреточку, чтобы они рассказали стих для гостей и показали, что в семье все хорошо. Смотрите, какой маленький, а уже, как взрослый.

Для того, чтобы получать любовь и одобрение, они вынуждены быть первыми, среди первых. Иначе им не достанется ни тепла, ни ласки. Все силы мамы направлены на спасение папы.

Следующий ребенок вынужден получать внимание за счет своего бунтарства. Мальчиш-плохиш. Место героя семьи занято, и ему приходиться привлекать внимание и получать вместо одобрения крики и шлепки по попе. Это его место в семье. Они часто являются бунтарями, ведут себя нарочито вызывающе, нагло и пренебрежительно, мечтая отомстить, когда вырастут, чувствуя себя нелюбимыми, неважными, ненужными. За наглым и бунтарским поведением скрывается страх, чувство отверженности, неадекватности.

Когда заняты два места, то третий выбирает роль «миротворца» и «спасателя». Этот ребенок всех мирит, сглаживает, принимает на себя чужие удары. Шутит и веселит всех в семье. Он играет роль буфера и шута. И за этим показным весельем прячется маленький испуганный ребенок.

Четвертая роль в дисфункциональной семье, это «потерянный ребенок». Он предоставлен сам себе. У него богатый внутренний мир. Он не доставляет хлопот, и научился выживать сам с собой. Ему немного нужно. От того тепла, что осталось.

С годами все дети алкоголиков и наркоманов обнаруживают, что с ними что-то не так. Они не научились переживать гнев и грусть. Выражение своих чувств в детстве не помогало им выживать. Их чувства игнорировались и были наказуемы. Во взрослом возрасте они не в состоянии выражать чувства, а может, и чувствовать вообще. «Героям»нужно кого-то контролировать и быть первыми, чтобы ощущать свою ценность. Продолжают играть свою роль и те дети, которые были «спасателями», они позволяют другим манипулировать собой, что приводит их к потере самоценности, контроля над своей собственной жизнью. «Потерянные дети» могут никогда не преодолеть свою потребность заботиться о других и удовлетворять их нужды. Такой взрослый ребенок может так никогда и не признать, что у него есть свои собственные потребности, нуждающиеся в удовлетворении.

«Бунтари» обычно попадают в уличную среду и ведут асоциальный образ жизни. Им очень трудно смиряться и приспосабливаться.

Редко можно встретить чистый тип роли ребенка в дисфункциональной среде. Обычно ребенок успевает побывать в нескольких ролях.

Дети алкоголиков составляют 50-60% всех алкоголиков в обществе. Может, это благодаря генетической предрасположенности, но исследования показывают, что алкоголизация может произойти благодаря воздействию факторов окружающей социальной среды.

Что делать?

Трагизм положения заключается в том, что благодаря не гибкости поведения химически зависимого человека и повторяемости ситуации, у членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным. То есть члены семьи, действуют в разных ситуациях одинаково. Бояться новых форм поведения. Бояться, что - либо менять и распространяют эти формы реагирования, не только на семейные, но и прочие жизненные ситуации.

И если ничего с этим не делать: не меняться всей семье, не посещать групп самопомощи, человек не выйдет из своей роли. Он понесет ее по жизни и найдет себе партнера, играющего дополняющую его роль, и уже новая семья будет обречена на существование в рамках жестких правил и распределения ролей, и передаст это наследие следующим поколениям. Семьи, живущие по правилам дисфункциональных семей, являются питательной средой для появления новых поколений алкоголиков, наркоманов и дисфункциональных личностей.