- Смотри, - сказала мне жена, - какое странное творчество! Да и искусство ли это? Как думаешь?
На страничке в Инстаграм - фотографии необычных вещей. Наполовину отреставрированные керамические предметы, композиции из расколотой посуды, проволоки, веток, гвоздей. Кажется, что вещи нашли на помойке, а потом кое-как приляпали одно к другому.
Так выглядит древнее японское искусство Кинцуги. Точнее, один из его вариантов в интерпретации американца Глена Мартина Тейлора. Посыл Кинцуги прост: несовершенства - часть истории вещи или человека. Принять их как есть или замаскировать - личное дело каждого.
Гвозди, бетон и фарфор - более неподходящее сочетание трудно представить. По моему мнению, твёрдость металла и камня в прекрасной хрупкой оболочке - сильный образ.
Когда я сказал жене, что вижу в этом произведении её внутренний мир, он сначала обиделась - не поняла, потом задумалась. Такая она и есть - хрупкая на первый взгляд, но бесконечно стойкая.
Здесь всё понятно - что положишь, то на выходе и получишь. Слишком тоненькая ручка-прутик необычного чайника не может выдержать веса керамики с металлом. Это символично.
Впрочем, все работы Тейлора наполнены символизмом.
Цены на изделия скрыты. Но секретов в интернете мало. Этот кувшин с заплаткой стоит около 3 000 долларов. Скажете, слишком дорого за полуотвалившиеся пуговицы?
Ценители так не считают. Работы Глена Тейлора раскупаются быстро.
Для создания первых композиций художник разбил китайский сервиз. Одна из работ так и называется: "Фарфор моей бабушки". Часы (или их подобие) - повторяемый образ в творчестве Тейлора.
Смотрите: все стрелки латунные, а одна сделана из лёгкого пёрышка. Тяжёлое время и редкие лёгкие минуты. Наверное, так.
Хрупкая керамика расколота топором. И попытка соединить всё вместе слабыми, непрочными нитями.
Вот так за парой старых предметов можно увидеть целый роман.
Здесь, наконец, можно увидеть элементы традиционного Кинцуги. Для этой японской техники берут сок лакового дерева - уруси - и смешивают с наполнителем. Обычно это золотой, серебряный или платиновый порошок.
Но здесь субстанция чёрная. И дополнена композиция нитками в катушках. Можно долго рассуждать о том, что хотел сказать художник. Но каждый увидит своё - в соответствии со своим жизненным опытом и представлениями о жизни.
Можно ли это считать искусством? Осколки и старьё, ржавый металл и дерево - материал, который мы равнодушно выбрасываем. Но появляется художник - и преображает вещи и мир вокруг.
Купил бы я подобный шедевр? Вряд ли. Но мне импонирует искусство Кинцуги и его основная мысль: принимай себя со всеми трещинками и сколами. А ещё - почти всё разбитое можно соединить. Так или иначе.
Дорогие друзья, считаете ли вы подобные композиции искусством? Или им место на помойке? Пишите в комментариях, обсудим.