Издавна на Руси зеркало наделялось некой магической силой. Если оно разбивалось, считалось, это предвещает беду, несчастье. Во время похорон покойника в доме завешивались все зеркала до его погребения. Даже на автомобилях, на которые перевозили покойника на кладбище, зеркала завешивались. Дарить зеркало считалось недобрым знаком. С давних времен на Руси возникла традиция гаданий с помощью зеркала. Помните, как у А.С.Пушкина: … «Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело; Говорить оно умело… Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи...» Я хочу рассказать два загадочных случая, которые произошли в моей семье. Первый случай произошел давно, во время Великой Отечественной войны, с моей матерью. Это было в 1942 году на оккупированной территории. Моей матери было в то время 27 лет. Ее первый муж, как и почти все мужчины села, был мобилизован в Красную армию в августе 1941 года, а через некоторое время наша местность была оккупирована фашистскими захватчиками. Она осталась на оккупированной территории с шестилетним сыном, моим братом. Ни одного письма от своего мужа она не успела получить с фронта. Как и все женщины, очень переживала за него, молилась за его спасение. А в крещенскую полночь, когда сын уснул, она закрыла окна ставнями, поставила зеркало на стол, зажгла перед зеркалом три свечи, и начала пристально смотреть в зеркало. Смотрела очень долго, до тех пор, пока зеркало не начало тускнеть, как будто появилась какая-то белая пелена. И вдруг, сквозь эту пелену, она увидела покрытое снегом поле, по которому в снежной круговерти шли с тускло горящими фарами автомобили. И еще она увидела на снегу человека одетого в солдатскую шинель и шапку ушанку. Человек лежал ничком, лицом в снег. И в это время одна из свечей, горящих перед зеркалом, погасла.
Мать от неожиданности, от невыносимой боли закричала: «Это Афанасий! Он убит»! Пелена на зеркале пропала, изображение исчезло. Мать завыла от нечеловеческого страдания, своим криком разбудила сына, который подбежал к ней, начал обнимать ее, успокаивать и расспрашивать, что произошло.
После окончания оккупации нашей местности, мать пошла в военный комиссариат и попросила навести справки о своем муже. Но, ни каких сведений о пропавшем без вести муже она не дождалась. Только после окончания войны, один из односельчан, рассказал матери, что с ее мужем, Афанасием, он встретился на Ладожском озере, на ледовой «Дороге жизни», в конце декабря 1941, начале января 1942 года.
Брат, ставший после войны офицером, пытался найти какие либо документы о своем отце. Ему удалось узнать, что отец служил в зенитном полку, защищавшем «дорогу жизни», и что он числится пропавшим без вести. Так получилось, что от первого мужа матери не осталось даже ни одной фотографии. Мать закопала все ценные вещи в ящике, на огороде, а сама перед освобождением, скрывалась с сыном в лесу. Но немецкие и советские танки так перепахали своими гусеницами огород, что закопанный ящик так и не был найден.
Второй случай с зеркалом произошел со мной, в 2020 году. В ночь перед пасхой мы с женой посмотрели немного церковное богослужение по телевизору и улеглись спать. Вдруг, где- то около полуночи, я проснулся непонятно от чего. Перевернувшись на правый бок, я приоткрыл глаза и увидел силуэт человека в светлой одежде. Я подумал, что это проснулась жена и тихонько, чтобы не разбудить меня, идет в туалет, к двери спальни. Силуэт двигался по спальне очень медленно, и оказался около большого, встроенного зеркального шкафа. И вдруг исчез. Я подумал, что жена уже побывала в туалете, решил и сам туда направиться. Подхватился с кровати и пошел к туалету, но жену по дороге я не встретил. Когда вернулся в кровать, жена мирно посапывала в постели, а на меня нашел такой страх, что я дрожал под одеялом. Я четко видел силуэт женщины в длинной, светлой одежде. Видел, как этот силуэт бесшумно двигался от кровати, до того момента, когда он оказался около зеркала. Я от страха разбудил жену, начал ей рассказывать о своем видении, начал креститься, молиться, хотя не считал себя верующим. Утром подробно рассказал еще раз все жене и пришел к выводу, что видел кого-то из умерших матерей, или мою, или мать жены, которые навестили нас с помощью зеркального портала, в пасхальную ночь.
Внезапный в комнате сквозняк,
Задует, пред зерцалом, свечку,
А значит, кто-то передал привет,
С небес, родному человечку.