Сергей Захаров - король советской эстрады, эталон элегантности, красоты и стиля, обладатель чудесного баритона. Он за-
вораживал поклонников не только певческим талантом , силой своего необыкновенного голоса, но и внешней привлекатель-
ностью. В репертуаре этого исполнителя было очень много популярных песен и романсов, среди которых- " Московские ок-
на", " Три белых коня", ' Отцвели хризантемы". А " Вечерний звон" по утверждению меломанов, никто так и не сумел спеть луч-
ше, чем Сергей Захаров.
В пении Захарова присутствует то, что всегда ценилось: искренность, естественность, человеческая теплота. Тема России оживает в исполнении певца музыкой русской души, высвечивается дивными гранями русского характера: добротой, удалью и размахом, силой духа и воли.
Легенда советской эстрады Сергей Захаров подарил слушателям россыпь песен, которые сегодня назвали бы хитами.
Сергей Георгиевич Захаров – его пик популярности пришелся на 70-е годы, запомнившийся слушателям пронзительными романсами «Яблони в цвету», «Я вас люблю, я думаю о вас», «Талая вода», арией Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка». В своей жизни он был и узником, и победителем, но всегда оставался благородным человеком, стремившимся научить слушателей любить искусство и русскую культуру.
В 2020 году артиста не стало, но его наследие – в этом мы не сомневаемся – продолжит жить и находить своего слушателя.
. Вся страна распевала «Отцвели хризантемы», «Московские окна», зажигательную «зимнюю» композицию «Три белых коня» из фильма «Чародеи». А «Вечерний звон», по утверждению меломанов, никто так и не сумел спеть лучше, чем Захаров.
В последние годы Сергей Георгиевич, как и 40 лет назад, восхищал публику волшебным баритоном и элегантностью, выходя на сцену во фраках.
Высокий, статный, любимчик женщин, Захаров имел огромную популярность. На его концерты невозможно было достать билеты, залы были переполнены.
Будущий «мистер икс» советской эстрады родился в Первомай 1950 года в приморском украинском городе Николаеве. Поскольку отец, Георгий Михайлович Захаров, был военнослужащим, семья недолго прожила на Украине. Следующим местом жительства семьи стал Казахстан, город Байконур.
Однажды 5-летнему малышу довелось услышать арию Мистера Икса из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Пел ее великолепный Георг Отс. Музыкальное дарование Сережи откликнулось на прекрасный голос исполнителя. Так будущий артистический путь был определен с самого раннего детства.
Надо сказать, что дедушка знаменитого певца был в числе первых трубачей оркестра, игравшего в Одесском оперном театре. Там он прослужил 30 лет.
После окончания школы, из которого хулиганистого юношу выставили после 8 класса, он продолжил учебу в радиотехническом техникуме. Потом была служба в рядах Советской Армии, где ярко проявились способности Сергея. Он стал солистом ансамбля песни и пляски «Дружба» Дома Советской Армии Среднеазиатского военного округа.
После досрочной демобилизации в 1971 году Сергей Захаров получал музыкальное образование в Москве. В музыкальном училище имени Гнесиных его наставником стала Маргарита Иосифовна Ланда. Юноша подрабатывал ресторанным певцом. Одно из его выступлений услышал Леонид Утесов, моментально распознавший талант, и пригласил парня в свой ансамбль.
Несмотря на большое количество поклонниц, артист всю жизнь посвятил лишь одной женщине, которую встретил ещё в 14 лет. Из-за неё он не раз дрался не на жизнь, а на смерть.
Более полувека они с супругой Аллой прошагали по жизни вместе, съели не один пуд соли и не одно поле перешли. Жизненные перипетии только скрепили их союз.
У Сергея Георгиевича замечательная дочь Наталья (1969) и двое прекрасных внуков — Ян (1996) и Станислава (1992). Дети и внуки не пошли по стопам отца. Однако это никогда не огорчало артиста, считавшего, что каждый должен заниматься своим делом.
1976 год — Сергей Захаров появился в фильме «Небесные ласточки».
Восторгу зрителей не было предела. Он прекрасно сыграл свою роль, хотя поначалу чувствовал себя достаточно скованно.
Еще бы! Ведь компанию ему составили Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. Правда, Захарова в фильме озвучивал другой актер — у артиста был сильный украинский говор.
К сожалению, фильм не выпустили в прокат, он пролежал на полке целых 12 лет.
У него все шло как по маслу. Первое же выступление Захарова на телевидении произвело огромный фурор.
Зрители жаждали видеть талантливого певца как можно чаще.
Весной 1977 года за 30 минут до очередного концерта Захаров зашел к администратору, чтобы попросить несколько пропусков для своих друзей. Артист получил грубый отказ, завязалась драка.
Позже на обоих участников завели уголовное дело. Все это время Захаров находился в «Крестах». Певца на год лишили свободы со странной формулировкой «за прерывание служебной деятельности должностного лица».
Приговор был вынесен, певец отправился в тюрьму, трудился на стройке в Ленинградской области и даже приобрел новую специальность: каменщик-бетонщик 3-го разряда.
Почему его так сурово наказали? Слухи ходили разные.
Кто-то предположил, что администратору за драку заплатил крупный чиновник, который приревновал артиста к певице Людмиле Сенчиной.
Это странно, потому что отношения между артистами были сугубо деловыми, они часто вместе выступали. Возможно, на его примере провели показательный процесс борьбы со «звездной болезнью».
В СМИ Захарова называли «зарвавшимся бесталанным актеришкой с 8 классами образования». Говорили даже, что он поднял руку на пожилого старика-гардеробщика.
О Захарове забыли все — друзья, приятели, поклонники. Единственным, кто навещал его в заключении, был Илья Резник. Звезду эстрады освободили, но путь на большую сцену ему был заказан. Он надолго исчез с экранов.
Имя Захарова нельзя было упоминать — ни в прессе, ни на афишах, весь тираж пластинок с его песнями изъяли из продажи, спасти удалось только часть записей.
Он продолжал выступать, но только в маленьких провинциальных городах.
Зрителям было интересно посмотреть на певца, «который отсидел». Концерты часто отменяли, и Захаров в пристрастился к алкоголю.
С запоев его вытаскивала жена, она помогла любимому полностью избавиться от этого пагубного пристрастия.
Только в 1986 году, через 10 лет после выхода из тюрьмы, Захаров выступил с сольным концертом в столице.
Он снова стал желанным гостем телепередач, начал гастролировать в СССР и за рубежом. Однако былой популярности уже не было.
О всех предложений сняться в кино он наотрез отказывался. Вот что он говорил по этому поводу:
«В последнее время поступало много предложений сниматься в сериалах. Они не интересны, нет желания сниматься в многосерийных криминальных драмах, мыльных длиннотах.
Близится возрастной рубеж, требующий всерьез думать о том, что останется после тебя».
Сергей Захаров скончался на 68 году жизни. Последние годы он прожил в пригороде Санкт-Петербурга и продолжал давать концерты.
"Пожалуй, "Мистер Икс" - это мое первое серьезное потрясение от музыки. Уже тогда на уровне подсознания отложилось: я буду как этот артист, как герой фильма. Пройдет какое-то время и это станет моей профессией. Это было как озарение, яркая вспышка. До этого у меня даже мыслей не было на тему "кем быть"...
Я помню, как мы очень долго стояли в очереди за билетами. И как потом я не мог оторвать глаз от экрана - так меня захватило все происходящее. И главное - сам герой, который так красиво пел. Позже я узнал его имя - Георг Отс.
Будучи студентом Гнесинки, благодаря своему педагогу Маргарите Иосифовне Ланда - юный Сергей Захаров познакомился с кумиром своего детства, с Георгом Отсом. Вот как он вспоминает это событие:
"Это был концерт в Колонном зале: Георг Карлович пел с оркестром Силантьева. Маргарита Иосифовна была с ним знакома, поэтому после выступления мы с ней пошли за кулисы, чтобы выразить свое восхищение. Отс тогда уже был не очень здоров - если не сказать, что совсем нездоров. Но он принял нас очень радушно, поговорил и даже дал мне, как начинающему, несколько практических советов. Собственно, это был единственный раз, когда нам с Георгом Карловичем удалось так плодотворно пообщаться. Потом мы пересекались еще только на паре общих концертов, но уже вскользь, без серьезных разговоров" (Сергей Захаров)
***
"ЗНАКОВАЯ ФИГУРА В МОЕЙ ЖИЗНИ"
"Все наши решения, даже спонтанные, не на пустом месте рождаются. Подсознательно мы к ним уже готовы. Взять хотя бы нашу случайную встречу с Маргаритой Иосифовной Ланда. Я ведь грезил оперной сценой, а она так легко уговорила меня уйти в оперетту. Наверное, подсознание мне в тот момент подсказало: иди, это твоя жизнь.
Вообще, Ланда настолько знаковая фигура в моей жизни, что мне сложно представить, как сложилась бы моя судьба на сцене без нее. Встречу с Маргаритой Иосифовной я считаю очень большой удачей. Да что там говорить - просто счастьем, которое мне выпало. Она ведь практически прошла со мной всю жизнь. Благодаря ей я еще студентом познакомился со многими замечательными певцами: Георгом Отсом, Муслимом Магомаевым, Борисом Гмырей... Я, уже будучи заслуженным и народным, к ней приезжал советоваться, и она поправляла мой вокал.
На самом деле, если бы Маргарита Иосифовна была жива, я до сих пор ходил бы к ней с замиранием сердца. Она и певицей была необыкновенной, и педагогом замечательным, и человеком очень хорошим. И потом: она верила в меня, в мое будущее на сцене, а это очень важно для певца, особенно начинающего.
В училище мы занимались с ней по три-четыре раза в неделю и потом еще сверх того. Поэтому я очень быстро стал делать большие вокальные успехи. И пел, между прочим, сугубо классический репертуар: Онегина, Жермона, Маркиза... Так что для меня потом опереточные арии были совесм легким делом"
(Сергей Захаров)
***
ФЕЛЬЦМАН ПОДАРИЛ СЕРГЕЮ ЗАХАРОВУ "ЛЮБОВЬ"
"В Москве у Фельцмана я буквально дневал и ночевал. В его доме жил и Аркадий Островский, и Серафим Туликов, и многие другие известные композиторы золотой поры советской эстрады. За роялем в дальней комнате мы обычно разучивали новые песни. А их непременным слушателем всегда была Евгения Петровна, жена Оскара Борисовича.
Вообще, Фельцман был очень интересным человеком. Он обладал невероятным чутьем на первого исполнителя. Наверное, поэтому многие его песни очень быстро становились популярными.
... когда я пел "Любовь" Фельцмана на концерте в Киеве, а Муслим Магомаев стоял за кулисами, слушал и улыбался, то первое, что он сказал мне после аплодисментов: "Не понимаю, почему эта песня не попала ко мне?"
(Сергей Захаров)
В 1974 году в Колонном зале Дома Союзов состоялась премьера одной из лучших песен в репертуаре Сергея Захарова - "Любовь" на творческом вечере поэта Расула Гамзатова. В этом же году песня "Любовь" Оскара Фельцмана стала лауреатом телевизионного фестиваля "Песня-74"
Знакомство Сергея Захарова с Евгением Мартыновым состоялось в Московском Театре Эстрады. Мартынов тогда предложил Захарову спеть "Яблони в цвету"
"Мне эта песня сразу очень понравилась. И мы с Анатолием Кальварским, который делал большинство аранжировок к моим песням, быстро ее записали. Однако худсовет долго не соглашался с текстом. Так что Илье Резнику пришлось переделывать слова раз шесть - такие были придирки.
Все-таки когда высокообразованные поэты, литераторы и музыканты начинают придираться к песням только для того, чтобы показать свою значимость, ничего хорошего из этого не выходит. В данном случае пострадали стихи: получились вычурными, слишком поэтизированными, из них ушла легкость и жизнь. Поэтому на концертах я всегда пою первый вариант - тот, с которым ко мне в Театр Эстрады и пришел Женя Мартынов"
(Сергей Захаров)
***
"В ЮНОСТИ Я ГРЕЗИЛ И БОЛЕЛ МУСЛИМОМ"
"В юности я просто грезил Муслимом. Можно сказать, болел им - да, я был абсолютно больной. Тогда ведь его песни звучали буквально везде. И вдруг я попадаю на его концерт и слушаю своего любимого исполнителя уже вживую. Представляете мои ощущения!!! А потом мы с ним познакомились. И он оказался настолько прост в общении - несмотря на то, что был благороднейших кровей, с великим прошлым и так далее. А еще он умел дружить. В общем, это был такой человечный человечище, и общаться с ним было одно удовольствие.
Конечно, он имел свое мнение абсолютно на все. Он знал, как жить в этом мире - том мире, что был тогда, в Советском Союзе. Я и в Баку у него дома не раз бывал, когда мы приезжали туда с Мюзик-Холлом. И мы часто с ним сиживали на ипподроме, где на столе всегда были осетрина, шашлыки, коньяк.
Дома у него мы очень много пели. Муслим любил аккомпанировать, особенно когда пели его песни. И все снимал на камеру.
Забавно: я знал весь его репертуар. И те произведения, которые написал он сам - около двадцати прекрасных песен. Две из них пою до сих пор. А он, когда услышал в моем исполнении свои интонации, очень смеялся и все допытывался, откуда такие азербайджанские релизы: "Надо поискать в твоей родословной, нет ли там азербайджанских корней?!"
В обще, у нас были такие абсолютно пацанские дружеские отношения. В них было много легкости, веселья, шуток. Вообще Муслим был очень веселым человеком. И очень хлебосольным"
(Сергей Захаров)
В последние годы творческой деятельности Сергей Захаров позвонил однажды и спросил: "Как ты думаешь, хорошая ли идея следующий концерт посвятить памяти Муслима? Я покопался в своем репертуаре и нашел очень много совпадений с его творчеством. И, конечно, я спою и его вечные хиты". Идея, конечно, была принята мной с энтузиазмом и на протяжении нескольких лет в Москве в рамках проекта "Имена на все времена" состоялось около 20 концертов Сергея Захарова с программой "Памяти Великого Муслима"
"Мы жили в одной гостинице, и наши люксы были как раз напротив. И как-то после концерта он предложил встретиться в его номере - сказал, что есть о чем поговорить. Наверное, он увидел во мне что-то такое, что посчитал необходимым дать несколько советов - во всех остальных случаях он бы со мной даже не поздоровался.
Тогда он мне сказал, что мои верхние ноты вполне приличные и профессиональные. И что нужно все-таки, несмотря на полный успех на эстраде, использовать весь свой диапазон, а значит, больше внимания уделять классике.
"Потому что классика - это навечно. А эстрада... Пройдет лет десять-двадцать и ты так и будешь улыбающимся мальчиком..." - сказал мне Гуляев
В общем, самый ценный совет, который я тогда услышал от Юры - это необходимость вовремя сменить амплуа. От юноши, которому все удается, постепенно перейти к более серьезному образу и соответствующему репертуару. Что, собственно, потом я и делал. Постепенно усиливал свое присутствие на сцене не только и не столько как эстрадный певец, а как исполнитель классической оперетты, оперы и главное - романсов и русской песни. После того разговора с Юрой практически весь баритоновый оперный репертуар мной использовался и используется по сей день. И, конечно, был очень плавный переход от образа юноши, которому все легко дается, к образу взрослого мужчины с очень конкретными и точными идеалами, жизненными и сценическими"
(Сергей Захаров)
Сергей Захаров во время концерта 8 июля 2015 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в проекте "Имена на все времена".
Ушел из жизни 13 февраля 2019 года в Москве.
Потрясающий певец, был и останется кумиром многих поклонников... Светлая и вечная память замечательному человеку.
Спасибо, что дочитали до конца.