Если верить некоторым западным экспертам - российский зенитно-ракетный комплекс С-400 уже оправдал надежды кремлевских стратегов и вложенные в него средства. Из-за продажи ЗРК в Турцию, отношения между Вашингтоном и Анкарой, союзниками по НАТО, скатились на самый низкий уровень за всю послевоенную историю. Впервые один участник Альянса применил к другому достаточно серьезные санкции. И не только ввел сам, но и заставляет делать это своих союзников. Жертвой таких ограничений едва не пали ударные дроны "Байрактар" ТВ-2, гордость турецкого военно-промышленного комплекса, которые собираются из канадских, австрийских и американских блоков. Но главным камнем преткновения между "турецким султаном" и "Дядюшкой Сэмом" стали стелс-самолёты Lockheed Martin F-35 Lightning II. Турция вложила в программу "Единого ударного истребителя" больше миллиарда долларов, но в итоге оказалась и без денег, и без "невидимок". Остались без работы многие предприятия турецкого ВПК, занятые в этом проекте. По подсчетам экспертов, российские зенитные системы могут обойтись Турции в десятки миллиардов долларов: из-за недополученной прибыли, разорванных военных контрактов и санкций.
Почему так бились за комплекс турки - понятно. У Турции никогда не было собственной стратегической ПВО, и попытки её завести моментально прерывались усилиями заокеанского союзника. Достаточно вспомнить контракт на поставку китайских клонов С-300, ЗРК HQ-9. Американцы сорвали его, когда документы уже были подписаны, явно нанеся гордым туркам психологическую травму. Взамен США пообещали "Патриоты", но так долго и хитро затягивали с поставками, что терпение турецкого руководства лопнуло, и оно решило идти ва-банк. Покупка С-400 стала символом "непослушания" Турции настойчивым рекомендациям "Большого брата" и новой политики страны, во многом независимой от планов Североатлантического альянса. За такие вещи они оказались готовы, как сейчас говорят в США, "платить большую цену".
Непонятно, почему так всполошились американцы. Казалось бы, новейшее оружие неприятеля само идёт в руки. Знай себе, договаривайся с турками и испытывай комплекс в реальном времени, занимайся поиском его слабых мест, пусть даже в экспортной модификации. Но они предпочли давить "союзника" катком ограничений и санкций. И на это были свои причины. Спор между США и Турцией максимально обострился после первых же тестовых включений С-400 на авиабазе "Мюртед", в ноябре 2019 года. Как сообщали источники в турецком Министерстве Обороны, "Триумфы" тогда не только образцово отбили атаку турецких Ф-4 и Ф-16, но и засветили над Средиземным морем парочку Ф-35, послав им дружелюбный радио-электронный привет. Второй тест ещё больше обострил отношения.
С-400 откровенно брал в прицел натовские самолеты, крутившиеся в районе испытаний. Об этом сообщили американские пилоты c F-16, летавших неподалёку от места тестов. Они сочли действия турецких зенитчиков максимально недружелюбными.
Учения турецких "Триумфов" в районе черноморского Синопа, казалось, вообще направлены против России. Но Москва сохраняла олимпийское спокойствие, а форменная истерика началась почему-то за океаном. Итогом стал целый пакет жестких санкций, каких США не применяли даже против прямых конкурентов, пролонгированных и включенных в военный бюджет. Многие надеялись, что это всего лишь временный разлад, или даже стратегическая хитрость. Но противоречия продолжают расти и уже заходит речь об исключении Турции из Альянса. В разведсообществе США турецкий С-400 называют "Троянским конём". Там сильно сомневаются, что "Триумф" сможет сбивать российские самолёты, зато совершенно уверены в том, что он способен обнаруживать "стелсы" и передавать информацию своим производителям, то есть России.
Так это или нет, доподлинно мы не знаем. Понятно только то, что С-400, помимо отличных боевых возможностей и несомненного коммерческого успеха, стал "яблоком раздора" для двух государств с крупнейшими армиями среди стран НАТО. Американцы, по мнению западных экспертов, ослабляют "Южный фланг" Альянса и активно толкают Турцию "в объятия" России и КНР. Турки теряют доступ к западным технологиям и возможность быстро развивать собственное военное производство, которое в последние годы взяло хороший темп. Оба этих фактора играют на руку России и делают С-400 большим, чем просто отличный зенитно-ракетный комплекс.
Подписывайтесь и ставьте нравится, если материал показался вам интересным. Спасибо!