Одним из ключевых событий в христианской истории Эфиопии стало появление в стране «девяти святых» монофизитов из Сирии. Монофизитская доктрина признает в Иисусе Христе наличие только божественной природы и отвергает его человеческое естество. Сирийцы перевели Священное Писание с греческого на геэз и заложили правила монастырского уклада. Один из них, Абуна За-Микаэль Арагави, в VI веке основал скальный монастырь Дэбрэ-Дамо (Monastery of Debre Damo) на высоте 2216 метров. По легенде (а как же без нее?) недоступная гора была покорена святым с помощью гигантской змеи, которая подавала ему свой хвост и поднимала на гору.
Монастырь находится к западу от Адиграта. Для того чтобы попасть в монастырь, нужно вскарабкаться по веревкам на высоту около 20 метров, а до этого преодолеть подъем к подножию горы по длинной лестнице.
Туристов монахи обвязывают кожаной упряжью и помогают подняться. Примечательно то, что сами монахи непостижимым образом поднимаются по почти отвесной скале в повседневных резиновых тапочках, с улыбкой посматривая на туристов.
Женщины в самый древний монастырь Эфиопии не допускаются.
Монастырский комплекс включает в себя церковь с часовней, колокольню и дома для проживания монахов. Церковь построена из камня и дерева в соответствии с канонами аксумитской архитектуры. Фотосъемка в обители запрещена, к сожалению. Росписи и фрески внутри храма иллюстрируют жизнь святого Абуны Арагави и его сподвижников.
В монастыре написана основная масса богословских манускриптов эфиопской церкви, которые затем распространялись среди церквей по всей стране.
В конце X века история Аксумитского царства закончилась завоеванием его территорий автохтонным народом агау с запада и юга страны. Восстания против аксумского владычества бывали и раньше, но в это время и Аксум ослаб, и у агау появился сильный лидер – правительница Гудит (Юдит). Царь был низложен, а его наследники, заключенные в Дэбрэ-Дамо, убиты. Первоначально Гудит пыталась искоренить христианство и в эфиопский фольклор она вошла как величайшая разрушительница церквей, однако позже политика новой царской династии агау изменилась в пользу новой религии. В начале XX века монастырь был заброшен, и старейшая церковь оказалась на грани полного разрушения. Но в середине века храм был восстановлен под руководством английского архитектора Д. Мэтьюса. В наши дни монастырь очень популярен у туристов, а 14 октября (24 октября по григорианскому календарю) в день Святого Арегави сюда едут паломники со всей страны.
А это современная церковь, которую построили напротив грота, где умер или, как принято считать в эфиопской традиции, исчез Святой Арагави.
Авиабилеты, перелет и план путешествия
Гондэр: Debre Berhan Selassie и Сименские горы