Найти тему
Судострой

В России появился ещё один производитель пропульсивного оборудования

Входящий в "Росатом" холдинг "Атомэнергомаш" объявил о создании компании "АЭМ-Пропульсия", целью деятельности которой является поставка элементов пропульсивного (движительного) комплекса для судов различного класса и назначения.

Гребной винт / Фото: Судострой
Гребной винт / Фото: Судострой

Базироваться новая компания, создаваемая в форме филиала холдинга, будет в Архангельске. Как отмечается в сообщении "Атомэнергомаша", в настоящее время там ведутся работы по модернизации производственной площадки.

Заниматься "АЭМ-Пропульсия" будет главным образом производством гребных винтов из отливок лопастей собственного производства. Наряду с этим компания планирует выступать в качестве комплектного поставщика валолинии в сборе, для чего прорабатывается возможность кооперации с другими российскими производителями.

В будущем создатели новой компании готовы пойти ещё дальше и в перспективе поставлять пропульсивный комплекс судна целиком – от главного двигателя до гребного винта.

Спустя несколько дней появилась информация и о первом потенциальном зарубежном партнёре, который будет использоваться продукции "АЭМ-Пропульсии". Это международная компания ABB, выпускающая знаменитые винторулевые колонки Azipod. В конце апреля стороны подписали меморандум о намерениях, который предусматривает выпуск на мощностях "АЭМ-Пропульсии" отдельных элементов, в частности, гребных винтов.

Произведенные винты будут иметь сертификаты, позволяющие подтвердить производство промышленной продукции на территории РФ, отмечают в "Атомэнергомаше".

Винторулевые колонки Azipod / Фото: Судострой
Винторулевые колонки Azipod / Фото: Судострой

Стоит отметить несколько важных вещей. Готовящиеся поправки к постановлению правительства №719, которое определяет критерии признания продукции произведённой на территории РФ, предусматривают переход на балльную систему оценки уровня локализации.

Это означает, что в скором времени, чтобы воспользоваться мерой господдержки или участвовать в госзакупках, судно должно набрать определенное количество баллов. Оборудование движительно-рулевого комплекса ценится особенно высоко. Поэтому именитые мировые производители если не спешат локализовать производство в РФ, то хотя бы ищут местных партнёров для производства важных компонентов. О полном выпуске в России винторулевых колонок ABB речи пока не идёт.

Также стоит напомнить, что гребные винты для винторулевых колонок Azipod в России выпускаются уже не первый год. Занимается этим Центр судоремонта "Звездочка". Например, лопастями от "Звездочки" укомплектована построенная в Южной Корее серия из пятнадцати арктических танкеров-газовозов для проекта "Ямал СПГ".

Можно вспомнить ещё одного производителя – челябинскую группу "Конар". Она изготавливает лопасти винтов для винторулевых колонок завода "Сапфир". Это совместное предприятие "Роснефти" и General Electric, которое будет выпускать колонки для судов, строящихся на верфи "Звезда" в Большом Камне.

Так что конкурентов, по крайней мере, на уровне производства компонентов судового оборудования, в России хватает. Что получится у новой компании "АЭМ-Пропульсия", скоро увидим.