Найти тему

Пасха в первых донских колхозах. Как с нею боролись?

Как только в СССР в конце 1929 года и начале 1930 года стали проводиться мероприятия по сплошной коллективизации, сразу же в разряд непримиримых врагов этой самой коллективизации были зачислены священнослужители. Газеты выходили с лозунгами на первых полосах: «Борьба с религией – это борьба за социализм!» В православии, как известно, есть два самых великих, почитаемых всеми верующими, праздника: Рождество Христово и Пасха – Светлое Христово Воскресенье. Но если Рождество, приходящееся на зимний месяц январь (до 1918 года на декабрь), время затишья в сельской жизни, ещё как-то терпели районные и колхозные руководители, хотя тоже и показывали своё стремление к разрушению вековых традиций. То праздник Пасхи, который приходился на разгар весенне-полевых работ и сева яровых культур на донских просторах, вызывал не просто неприятие, а лютую злобу к тем, кто вырывал из рядов севцов, плугатарей, погонщиков, конюхов, воловников добросовестных работников и призывал их не работать в такую горячую пору. Начиналось всё с лозунгов. Газета «Труд» Каменского района Северо-Кавказского края от 9 апреля 1931 года, в преддверии Пасхи, свою первую страницу открыла лозунгом: «Не праздновать, а работать в пасхальные дни!» Сказано, но, увы, не сделано. Ушли многие работники с полей в местные церкви на пасхальные торжественные службы. Да ещё и после праздника несколько дней прихватили на пьянки, да гулянки. Вывод был сделан такой: надо сделать так, чтобы ходить на религиозные службы было некуда. Для начала обратились к статистике. Оказалось, что в Шахтинско-Донецком округе в начале тридцатых годов ещё сохранилось 220 церквей и молитвенных домов. Из этого количества в городах Шахты, Каменск и Сулин было всего восемь церквей и десять молитвенных домов, остальные божьи дома нашли себе приют в станицах и хуторах. Родился план, по которому ежегодно часть из этих очагов религии стали закрываться, как тогда писали «по многочисленным пожеланиям трудящихся». Религиозные праздники были объявлены поповскими и кулацкими, пережитками буржуазного времени, выгодными эксплуататорам и вредными для колхозников. Утверждалось, что религия не мирится с ударничеством, с социалистическим соревнованием, с новым коммунистическим отношением к труду и служит одной из причин массовых прогулов. Помимо закрытия церквей стали усиливать нажим на служителей культа. Рассуждая при этом так: некому будет служить в церкви и туда никто не придёт. А порой искали индивидуальные подходы и находили тех, кто был слаб духом. Характерен такой пример. Газета «Знамя колхозника» от 14 июня 1930 года, орган Донецкого окружного комитета ВКП (б), которая издавалась в городе Миллерово Северо-Кавказского края, опубликовала поступившее в редакцию за два месяца до этого, письмо дьякона местной церкви некого Тюсина: «Своей службой религии я делал один лишь вред советской власти, тормозил скорейший переход на социалистический строй, а поэтому порываю навсегда с религией». Правда, через два месяца, от своих слов Тюсин отказался и снова стал дьяконом, но такой примечательный факт остался на странице окружной газеты. Принимались и другие меры для дискредитации священнослужителей. В районных газетах регулярно печатались статьи на тему: «Доходы святых отцов». По сравнению с доходами рядовых колхозников того времени, они были просто громадными. Архиепископ Шахтинского округа Николай получал 200 рублей в месяц, а его подопечные, служившие в местных церквях священники, по 130 рублей. И это тогда, когда простой колхозник (не ударник), в первый год своей счастливой жизни в коллективном хозяйстве, получал от 20 до 50 копеек за рабочий день и по полкило зерна на тот же трудодень, что при минимальной годовой норме в 200 трудодней выглядело очень скромно. И все эти доходы, заметим, за целый год, а не за месяц. Потому и печатались подобные сведения о доходах, чтобы читатель мог сопоставить, но своё возмущение направить не на того, кто им устроил такую радостную и счастливую жизнь, а на священнослужителей. Хотя им и так доставалось по всякому. И детей их в школы не пускали, не давали им учиться, и потребительские книжки в местное сельпо не выдавали, и скот не допускали в общественное стадо, и даже на случной пункт поповскую телочку или, чудом сохранившуюся кобылу, не принимали.

Взято из общедоступных источников.
Взято из общедоступных источников.

В 1931 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книга «Религия и колхозное строительство», автором которой был обозначен некто В.Шишаков. В ней рассказывалось о том, как священники относились к коллективизации и приводились различные примеры из жизни на селе. Нашлось в книге место и для таких эпизодов: «В станице Манычской Багаевского района Северо-Кавказского края, поп, узнав о переходе на сплошную коллективизацию, обратился к женщинам: «Как же вы церковь бросаете? Ведь вы то, не безбожники, и я вам буду нужен. Попросите в совете, чтобы и меня приняли в колхоз».

Приводились в книге примеры, когда настоятели церквей говорили: «Не ходите в колхоз, иначе бог дождя не будет давать, без хлеба останетесь». Или на проповедях упоминали фразу, якобы из священного писания: «Блажен тот, кто спасётся от колхозного наваждения». Конечно, всё это было рассчитано на легковерных. А разве мало было таких? И среди тех, кто читал подобные книги, и среди тех, кто действительно слушал проповеди в церквях. Фронт идеологической борьбы умышленно переместили в область религии. Так было проще. Церкви в начале тридцатых годов были почти в каждой станице и в большом хуторе. Вот он - идейный недруг, налицо, рядом, на виду и далеко ходить не надо. Незадолго до празднования Пасхи, все партийные и комсомольские ячейки в колхозах докладывали о том, как они подготовились к этому событию. Особенно приветствовалось проведение комсомольских антирелигиозных карнавалов. Это когда по улицам шествовали колонны молодёжи с лозунгами, несли чучела толстых попов, распевали частушки и требовали от всех в церковь не ходить, куличи и яйца не освящать, детей на праздник не пускать. В пасхальную ночь возле церкви устраивали киносеансы и агитконцерты. А ещё ходили комсомольские патрули и зорко высматривали молодежь у станичной церкви, отбирали корзинки со снедью, принесённой для освящения. А уж если в ряды верующих тайком проникал комсомолец, или готовящийся для вступления в комсомол, молодой колхозник, то персонального дела было не избежать.

Взято из общедоступных источников.
Взято из общедоступных источников.

Комсомольская печать была полна коротких заметок об исключении из молодёжного союза за тайное венчание или крещение в церкви родившегося ребёнка, за посещение богослужений, особенно в дни больших религиозных праздников. В то же время священники во время служб в церквях провозглашали верующим о возможной божьей каре для тех комсомольцев, которые в составе молодёжных бригад, спасая положение, выезжали в поле в дни пасхальных торжеств. Такое вот было противостояние. Кто от этого выиграл? Ясно одно – веру в бога победить не удалось и Пасху сейчас празднуют, но без давно развалившихся колхозов.

-4