Периодически от программистов можно услышать оправдания, вроде – не сделал задачу, не уложился в срок – потому что программирование - творческая работа, и чтобы её выполнять нужен особый настрой, вдохновение. И уж, конечно, заранее предсказать сроки решения задачи – невозможно.
Для таких людей у меня есть печальная новость. Программисты из них не очень. Программирование ничуть не более творческая профессия, чем сотни других – юрист, врач, инженер, архитектор. И, как и в остальных видах занятий, есть хорошие специалисты, а есть плохие.
Ссылки на творческую природу программирования лишь отмазка, чтобы прикрыть свою леность и отсутствие самодисциплины. Это неумение взять себя в руки и заставить работать, а не творчество.
Да, программирование – интеллектуальная работа. Но умственная работа совсем не означает, что она творческая.
Естественно, если с утра начать пить кофе, читать всякую ерунду в инете и ждать пока придёт вдохновение – никакая работа сделана не будет.
В программировании, действительно, бывают сложные задачи, за которые непонятно с какой стороны взяться. Но подход всегда один – сложную задачу нужно разбить на более мелкие, тривиальные задачи. Не все могут произвести такую декомпозицию – но это значит, что таким людям просто нужно заниматься чем-нибудь другим – для программиста данное умение – одно из самых важных. Я вообще не понимаю, откуда взялся миф, что программистом может быть каждый?
В каком-то смысле программирование напоминает доказательство теорем в математике. Есть какое-то совершенно неочевидное утверждение. Доказательство состоит в том, чтобы это утверждение разбить на череду более простых тезисов, каждый из которых очевиден. И в программировании – любое сложнейшее приложение состоит из отдельных классов/функций, в каждом из которых всё элементарно.
Дисциплинированный программист так и работает – не ждёт хорошего настроения, творческого озарения – он просто методично выполняет отдельные примитивные подзадачи. И, таким образом, достигает результата в конечный срок.
Я люблю приводить в пример Томаса Эдисона, историю как он подбирал материал для нити лампы накаливания: ему потребовалось более 3000 экспериментов, чтобы выбрать карбонизированный бамбук. Вряд ли этот монотонный перебор можно назвать творчеством, но ведь, в итоге, он достиг цели!
Так что у меня совет для всех начинающих программистов. Не тратьте время и силы на творческие переживания. Просто методично и целенаправленно делайте свою работу. Ваш лучший помощник – это упорство и последовательность, а не абстрактный талант.
Коллеги! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Я собираюсь продолжить писать интересный материал о работе руководителя, IT-индустрии, бизнесе, ну и просто о жизни офисного планктона