Пришло время для заключительных частей моего большого рассказа о службе в современной российской армии (2016/2017). Всего их будет три: сегодня расскажу о последних сутках службы, которые провёл в наряде по роте, затем поведаю о дороге домой и встрече с родными и друзьями.
Ну, поехали!
Неожиданное предложение
Последние недели тянулись бесконечно. На улице стояла адская жара, от которой на улице не было никакого спасения. Добавляла проблем довольно плотная форма, в ней можно было взмокнуть уже на утреннем разводе. Однако в штабе, где я работал с понедельника по пятницу, были кондиционеры, в том числе и в кабинете, где мне отрядили место. В отличии от многих вещей в армии, которые имеются, но пользоваться нельзя, эти кондеи постоянно работали, поэтому в штаб убегал при первой же возможности.
Если в апреле и мае работы было столько, что приходилось допоздна сидеть и по воскресеньям, то в июне всё успокоилось. Задач давали немного, да и заваливать никто не хотел: все понимали, что мыслями я уже почти дома. Конечно, были предложения подписать контракт и остаться, но переезжать почти за тысячу километров от дома совсем не хотелось. Оставалось найти себе замену. Предлагал нескольким сослуживцам из младшего призыва, но никто почему-то не горел желанием работать в штабе. А зря.
Билеты на поезд взяты на 5 июля. 3 июля оказывается, что ставить в наряд по роте решительно некого: кто-то болеет, кто-то вообще 4-го увольняется, а новых дежурных из числа молодых ещё не научили. Заставлять никто бы не стал, но идея сдать вечером наряд, а утром уехать домой показалась мне красивой.
Куда повесить нож?
Главной проблемой при заступлении стала форма. В последние годы у срочников две формы: одну (так называемую "офиску") выдают на сборном пункте, в ней солдат едет до места службы, принимает присягу, ходит в увольнения. И в ней же уходит на дембель. Она для срочника считается парадной.
В части солдату выдают полевую форму из комплекта ВКПО. Поскольку срок носки у неё три года, форму боец сдаёт перед дембелем обратно и ходит в "офиске". Именно в ней мне предстояло заступить в наряд.
"Офиска" совсем не дышит, в ней очень жарко. Но потерпеть можно, не сахарный. А вот что делать со штык-ножом, не ясно. Поясню, в чём проблема: верх полевой формы мы носили навыпуск и подпоясывали ремнём, на который вешался штык-нож. А вот офиску так подпоясать было невозможно из-за особенностей кроя. На брючный ремень вешать нож не разрешали, а широкий ремень просто не лез в узкие шлёвки брюк. В итоге второй ремень со штык-ножом пришлось просто надеть поверх брюк, не продевая в шлёвки, и сделать так, чтобы штык-нож торчал из-под резинки.
Если хотите увидеть, как это выглядело, пишите в комментарии. Форма, ремни и макет штык-ножа у меня есть, поэтому могу сделать пару фото, когда доберусь до дома.
На разводе дежурный по части не сразу признал меня из-за формы другого цвета. Почему? Очень просто: в военкомате мне выдали зелёную, поскольку ехал в учебку, где готовили преимущественно для сухопутных войск, а вот после распределения попал в часть уже несколько другого рода войск, в котором носили обмундирование другого цвета. Менять, конечно, никто не стал, да и смысла нет, ведь полевая, в которой ходишь большую часть службы, всё равно у всех одна. Разве что цвет окантовки на шевронах различается.
В итоге последнюю неделю многие удивлялись, почему по части шарахается солдат, сильно выбивающийся из общего ряда. Приходилось объяснять, напоминать про учебку, из которой два раза в год прибывают по несколько человек.
Вейп в кубаре
В казарме царило предпраздничное настроение, ведь утром 4-го числа половина старшего призыва уходила домой. Мне оставался ещё один денёк, но я тоже поддался этой эйфории и немного обнаглел. Большую часть времени, отведенную дежурному на сон, просидел на кровати, потягивая вейп, который одолжил у сослуживца из "молодых". В отличие от сигаретного дыма, пар от вейпа не вызывал срабатывания пожарной сигнализации, да и окна были нараспашку из-за жары. Поэтому можно было не беспокоиться и спокойно предвкушать долгожданное возвращение домой.
Вокруг все спали, а я думал о поезде, о встрече с родными и друзьями, придумывал, чем займусь в первую очередь. Проигрывал всё это в своём воображении.
Дембельские альбомы сейчас никто не делает, парадку тоже уже не шьют, но небольшая подготовка к ДМБ всё же была. Например, один товарищ купил где-то общевойсковой оливковый берет, отбил его и оставил на подоконнике. Ночью в кубарь зашёл дежурный по части, нашел берет и спросил: откуда у вас тут десантник завёлся? Посмеялся, но берет оставил.
Зато неплохо подготовился один из "связистов", живших с нами на этаже. Насколько вы помните из прошлых частей, соседей я крайне недолюбливал за отвратительное поведение, хамство и понты. Конечно же, не обошлось без понтов и тут. Солдат, который всю службу сидел в телефоне и спал в кубаре, прикупил к офиске офицерские ботинки, фуражку и разные значки. Выглядело смешно.
Многие так торопились домой, что родственники ждали у КПП уже в пять-шесть утра. Точно не помню, но многие, вроде, отправились за ворота ещё до общего подъёма.
Очень радостный момент, в том числе и для меня, ведь некоторые из этих личностей вызывали искреннюю ненависть. И их я больше никогда не увижу! Особенно это касалось нескольких индивидуумов из числа тех самых "связистов".
Однако среди уходивших в то утро были и люди, с кем не хотелось прощаться навсегда. Им пожелал скорее добраться до дома и хорошенько отметить.
Уволен!
День прошел без особых проблем и особо не запомнился. Вечером сдал наряд, попрощался со штык-ножом, с которым отстоял все эти наряды, отдал значок дежурного и с облегчением отправился в комнату досуга смотреть телевизор. Очень хотелось спать, но это не было какой-то проблемой, ведь завтра домой.
На вечерней поверке, услышав свою фамилию, вместо "я!" крикнул "уволен!". Нереальное удовольствие.
Перед отбоем закинул форму в стирку, чтобы утром отгладить и оставить до момента прибытия на вокзал. Достал из каптёрки гражданскую одежду, в которой предстояло завтра ехать домой. Пожалуй, одни из самых приятных приготовлений в моей жизни.
После команды "Рота, отбой!" оставалось только закрыть глаза, чтобы утонуть во сне и перенестись в следующий день. День, которого так ждал целый год.
На этом на сегодня всё. Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь, чтобы не пропустить заключительные части. Делитесь в комментариях историями о том, как прошли для вас последние дни службы.