Найти тему
Не хочу назад

Проблема не в ЕГЭ

О чем еще говорить в нашей стране в мае, если не про ЕГЭ? Это очень популярная тема. ЕГЭ давно превратился в страшилку, которую панически боятся выпускники школ, их родители, учителя…В обиход вошло выражение «жертва ЕГЭ». Это когда хотят как-то язвительно описать глупого молодого человека. Очень часто звучат требования отменить ЕГЭ для спасения нашего образования. Сам я учился по старой, так называемой «советской», системе образования. Детям моим досталось. Я далеко не сторонник его, но и эти возмущения считаю несправедливыми. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.

Во-первых, что это вообще за зверь такой? В девяностые годы у нас был вектор на сближение с другими странами. К тому же, было понятно, что необходимо что-то очень сильно менять в системе образования. Жизнь не стоит на месте, мир меняется и образование должно эволюционировать тоже. Какие-то предметы теряют свою важность, другие, наоборот, выходят на передний план. Появилась идея перенять что-то из западных систем образования.

Но такие реформы требовали массу времени, много денег, очень большого труда и упорства. Поэтому пошли по самому любимому у нас пути решения проблем. Помните, в фильме «Жестокий романс» Рязанова жалкий служащий Карандышев, устроив званный обед, накупил дрянного вина и наклеил на него этикетки от хорошего. Это описание нашего подхода к проблеме. Так продолжается и сейчас. Необходимо реформировать органы правопорядка? Давайте переименуем милицию в полицию! Вместо реформы авиации и строительства новых аэропортов давайте дадим красивые имена старым! Буксует экономика – давайте всей страной подумаем, какой домик нарисовать на новой купюре…

То же самое произошло и здесь. Все институты переименовали в университеты и академии, выпускников обозвали, кого бакалавром, кого магистром, техникумы обозвали лицеями и колледжами, на школьном экзамене листочек с тремя вопросами заменили листочком с тридцатью вопросами. Чем вам не болонская система?

Каково же было разочарование, когда оказалось, что этого оказалось недостаточно! Что, несмотря на красивые этикетки, вино – дрянь! Не стали появляться пачками высококлассные специалисты, способные сделать рывок в промышленности и инновациях. Чего-то не хватало.

И тогда в ход пошла вторая наша любимая забава. Контроль! Оказывается, вся неэффективность проведенных реформ объясняется недостаточностью контроля за проведением ЕГЭ. И это вышло во главу угла. Я не знаю, подскажите, возможно знаете вы, ни одной другой страны, где проведение школьных экзаменов сопоставимо с крупномасштабной антитеррористической операцией. В день проведения экзамена школа блокируется, вокруг выставляется чуть ли не оцепление, работают глушилки, устанавливаются металлоискатели и прочее оборудование. Школьники при входе проверяются, телефоны отбираются, в туалет под присмотром, даже лифчики девушек вызывают подозрения…

В этой дружелюбной обстановке выпускник получает бланк задания. И тут включается новый страх. Ведь почти год перед экзаменом упор делается не на знания, а на важность правильного оформления и заполнения этого священного документа. Ученики по несколько раз тренируются в том, как правильно писать буквы и цифры, как переносить и можно ли это делать. Задолго до ЕГЭ нагнетается такой ужас перед этим экзаменом, что родить или попасть в армию представляется менее страшным.

Нравится ли мне такой экзамен? Нет, конечно! Как такое может понравиться? Но и требовать отмены ЕГЭ я не буду. Потому, что это ничего не изменит. Ведь как расшифровывается ЕГЭ? Единый государственный экзамен. Это просто-напросто экзамен! Разновидность проверки полученных знаний. Знания или есть, или их нет. Если они есть, то не так уж и важен формат, как вы их проверяете. Устно задаете вопросы или письменно, с вариантами они или нет. Человек со знаниями ответит в любом случае.

Запрещать нужно не ЕГЭ. Отменять нужно тот подход к образованию, который воцарился в наших учебных заведениях. Когда процедура сдачи экзамена гораздо важней знаний, проверяемых на этом экзамене. Когда ученики приносят скаченные из интернета рефераты, которых даже не читали и получают за них хорошие оценки. При этом и учитель, и ученик знают, что это – форменная липа. Потому, что отчетность и контроль уже давно стали в наших школах приоритетом. Поговорите со знакомыми учителями. Они вам расскажут, что их загрузили таким количеством идиотской отчетности, что на детей уже почти не остается времени. Ученики отвлекают от описания процесса обучения!

Как экзамен, ЕГЭ в чем-то лучше, в чем-то хуже того экзамена, который сдавало наше поколение, не нужно идеализировать прошлое. Я помогал своей дочери готовиться к ЕГЭ и немного понял в его конструкции. Есть часть А, где даны вопросы и варианты ответов к ним. Из-за этого считается, что этот экзамен – для дурачков, которые наугад будут выбирать вариант ответа. Соглашусь, эта часть довольно проста. Но она и предназначена для таких учеников, которым получить бы троечку и благополучно забыть про школьные годы чудесные.

Такие и в наше время были тоже. Это те ребята, которые учили один билет из всех и учителя задавали им наводящие вопросы так, что оставалось только кивнуть головой. Часть В уже не дает вариантов ответа, а нужно что-то решить или вспомнить и записать свой ответ. А часть С довольно сложна. Лично я люблю математику, но, глядя на некоторые задачи, понимал, что просто полистать учебник, чтобы освежить алгебру в голове, недостаточно. Или, если экзамен по литературе – нужно написать что-то вроде эссе. То есть, экзамен как экзамен, с заданиями разной сложности.

И не ЕГЭ нужно отменять. Не из-за этого у нас много недоучек среди молодежи. Хочу напомнить, что и сейчас на международных олимпиадах по математике, физике, программированию наши ребята выглядят очень достойно, часто именно они и побеждают. Все зависит от того, как учат, а не как экзаменуют.

Пока учитель не станет одной из самых престижных, высокооплачиваемых профессий, пока он не будет все силы отдавать именно процессу обучения, а не отчетности и оформления, пока школы не будут оснащены современным оборудованием, ничего не получится. Можете менять форму экзамена хоть ежегодно. Страшен не экзамен. Страшно безразличие государства к судьбе молодого поколения. А именно ему и строить будущее.

«Жертвами ЕГЭ» становятся не потому, что сдавали экзамен в таком формате, а потому, что в современной школе в приоритете не талант ученика, а бюрократическая всепроникающая чушь, которая возвеличивает важность чиновников от образования, и при этом выматывает учителя и обесценивает его труд.