(Автор: Николай Чувиков)
В 2007 году у Dream Theater всё было просто прекрасно: по словам самих же музыкантов, они все были в хорошем расположении духа, между участниками группы царило взаимопонимание и взаимоуважение, а творческий потенциал буквально бил через край. Более того, совсем недавно они отпраздновали своё двадцатилетие, собрав вокруг себя целый ворох положительных отзывов как со стороны критиков, так и со стороны любящих фанатов. Понятно, что у коллектива была очевидная прослойка меломанов, которая их ругала на чём свет стоит и упорно доказывала всем вокруг, что группа скатилась в днище ещё после "Images And Words", но это вполне типичная ситуация для такой раскрученной команды. Так что когда Dream Theater снова оказались в студии, они принялись за написание песен с настоящим воодушевлением: им не хотелось погружаться в сложные концепции и туманить восприятие слушателя сквозными темами - им хотелось просто записать отличный альбом с выразительными и запоминающимися треками.
Ну, по крайней мере, так казалось всем участникам группы кроме Майка Портного... этот хитрый уроженец Одессы имел в голове заготовленную концепцию, которая при этом касалась не лирики, но общего звучания нового альбома. Ударник хотел, чтобы новая запись Dream Theater воспринималась как нечто современное, стильное и даже модное - если, конечно, такой термин вообще можно отнести к прогрессивному металу. Правда о своих мыслях он остальным участникам группы не говорил - по его собственным словам, он не хотел ограничивать их свободу самовыражения. Так что с одной стороны очередной альбом получился записью очень разнообразной и непредсказуемой, но, с другой стороны, униформной и органичной - как видимо, отсюда и взялось его название: "Systematic Chaos" ("Упорядоченный хаос").
Если говорить о моих мыслях в отношение этого лонгплея, то на них я намекал ещё во время моего обзора на "Octavarium": я считаю, что именно на этой записи закончился так называемый "золотой" век группы. Многие почитатели коллектива говорят о том, что оный приказал долго жить ещё в 1999 году, а некоторые намекают и на ещё более ранний срок, но лично в моём понимании "Systematic Chaos" стал первым альбомом группы, где идеально отнюдь не всё. Более того, с этого самого момента ни один лонгплей коллектива даже не смог приблизиться к трём моим любимым записям Dream Theater: "Images And Words", "Train Of Thought" и "Octavarium". Кто-то может быть со мной не согласен, но это именно так, как я чувствую, и я вполне могу обосновать своё мнение.
Так уж сложилось, что все студийные записи группы с 2007 года начали казаться мне какими-то... автоматическими. Будто Dream Theater превратились в роботов, которые раз за разом выдают сверхтехничный и навороченный, но лишённый "божественной" искры материал. Конечно, то тут то там у них проскальзывают искорки былого гения (в контексте данного лонгплея таковыми песнями являются "Constant Motion", "The Dark Eternal Night" и "Forsaken"), но того отточенного идеала, что наблюдался у музыкантов вплоть до 2007 года, теперь нет в-обед. Можно долго гадать, почему оно так вышло - то ли Dream Theater не могут найти новые пути музыкального развития, то ли они просто вошли в комфортное для себя творческое русло, то ли на них так повлияло "развитие" музыкальной идустрии... - однако ясно одно: группа оставила свои золотые годы за плечами. Я до сих пор очень люблю их творчество и с замиранием сердца жду каждый новый их альбом, но я более чем уверен: вряд ли они смогут так же сильно меня впечатлить, как они это сделали в 2003 году... А может просто всё дело в том, что я, как и многие другие слушатели, превращаюсь в брюзгу-старпёра. Да, это тоже вполне реально.
Так что же можно сказать о "Systematic Chaos"? Как и хотел того Портной, альбом действительно звучит очень тяжело и внушительно. Более того, на момент 2007 года он действительно воспринимался как нечто очень трендовое и даже немного футуристическое - особенно это было заметно на уже упомянутых мною "Constant Motion" (в одном из интервью Майк упоминал, что песня является метафорой обсессивно-компульсивного синдрома) и "The Dark Eternal Night" (написана под влиянием повести Лавкрафта "Ньярлатхотеп"), где очень выражено влияние djent-а.
Обе части "In The Presence Of Enemies" представляют нам Dream Theater в их классическом драматическом формате - эпичные и эмоциональные мелодии переплетаются с внушительными инструментальными структурами, а общая атмосфера рисует перед слушателем параноидальные и волнующие картины внутреннего человеческого мира. Я бы сказал, что обе части эпика заметно выиграли бы от сокращения бесконечных проигрышей и соло, так как где-то на полпути они вполне могут потерять внимание слушателя. Хотя прошу заметить, что при этом Портной не раз называл этот трек вершиной творчества Dream Theater, так что... хм.
"Forsaken" - романтичный и красивый номер, который вполне уютно чувствовал бы себя в формате таких альбомов как "Awake" или "Falling Into Infinity". В плане лирики песня также носит повествовательный характер и рассказывает о человеке, которого каждую ночь посещает девушка-вампир ("вампирша" нынче немодно говорить...).
"Repentance" является предпоследней частью "Twelve-step Suite", которая была начата Майком ещё на "Six Degrees Of Inner Turbulence", и на этот раз она представлена в виде баллады - достаточно сильно перетянутой и занудной. Дело в том, что Портной решил пригласить для записи многих представителей рок-индустрии (Стива Хогарта, Джона Андерсона, Даниэля Гильденлёва, Нила Морса, Криса Джерихо, Джо Сатриани, Кори Тейлора, Стивена Уилсона, Стива Вая и иже с ними), каждый из которых наговорил в микрофон о своём опыте с алкогольной зависимостью и борьбы с нею. Получилось интересно, но только все эти откровения растянулись аж на четыре минуты, и вполне могут утомить слушателя, который просто пришёл послушать умную музыку, а не выслушивать жизненные истории талантливых творцов.
Я бы назвал "Prophets of War" наиболее слабым треком альбома, который, по словам Петруччи, был записан группой под влиянием таких групп как Muse. Мелодия кажется невыразительной и безэмоциональной, а инстурментальные партии, как и в случае с "In The Presence Of Enemies", воспринимаются как излишне перетянутые. Хороша лишь лирика, написанная Джеймсом ЛаБри под влиянием книги "Политика правды" Джозефа Уилсона: в ней вокалист рассуждает на тему скрытых мотивов Иракской войны, которая была подана народу под соусом освободительной миссии, но на деле преследовала совсем иные цели.
От перетянутости страдает и "The Ministry of Lost Souls", которая, вот вам зуб, стала бы гораздо более внушительным и запоминающимся треком, если бы она длилась минут девять, не больше. Драматическая и проникнутая томительной атмосферой мелодия вполне имеет потенциал, а местные композиционные решения вполне достойны даже самых классических релизов коллектива. В лирическом плане же эпик рассказывает о девушке, которая была спасена своим возлюбленным от утопления, но, вместо того, чтобы воссоединиться с ним, она понимает, что мысли о смерти кажутся ей всё более и более соблазнительными и комфортными. Да, несомненно, "Systematic Chaos" является отнюдь не самым позитивным альбомом группы.
Как бы то ни было, но "Упорядоченный хаос" всё же оказывается очень неплохой записью - ему, конечно, ой как далеко до лучших записей Dream Theater, но я готов оценить тот факт, что на нём музыканты попробовали нечто для себя новое. Видно, что они пытались найти новые пути развития и звучания, а подобный экспериментальный подход всегда заслуживает особенного уважения. Жаль лишь, что они искренне пытались сделать КАЖДУЮ свою песню крышесносящим эпиком, при этом будто бы забывая, что при этом вполне можно растерять так нужную любой группе динамику.