То как прошел мой 2020 год вы можете увидеть на картинке:
Рост говорит об уникальности бизнеса
Все время я посвятил развитию бизнеса Mosdisplay — я буквально жил на работе 🙂 Это самое увлекательное приключение в моей жизни — 2 года назад, оставшись с долгами я купил инструмент за 5тр и начал менять экраны на выезде. Денег не было даже на экраны — я брал их под реализацию у поставщиков.
Спустя 2 года мы крепко стоим на ногах. Я выложился на 100% и использовал все, чему научился за 10 лет в бизнесе. Мы разумно распорядились деньгами нашего кредитора — вместо дорогих офисов закупили оборудование и детали серьезным оптом. Это существенно снизило себестоимость, благодаря чему мы заработали больше денег.
Теперь наш бизнес — это замена стекол и дисплеев Apple. Мы сохраняем оригинальный экран iPhone за счет замены стекла в вакуумном прессе. Цена в 2 раза ниже чем в официальном сервисе, а дисплей остается оригинальный. Также мы делаем ремонт быстрее: 4 часа вместо 1-7 дней у официалов.
Я не планирую обслуживать другие бренды, потому что по моему мнению Apple заняла позицию лидера категории в цифровой технике, которую уже не отбить в ближайшие 10-20 лет. По данным рекламного кабинета ВК аудитория владельцев айфонов в Москве увеличилась на 50%(!) за период с 2018 по 2020 год.
Отсутствие локации компенсировали сильным маркетингом:
1. Трафик сайта вырос с 20 переходов в день до 250;
2. Качество контента в инстаграм и тик-ток наверно лучшее в нашей тематике;
3. Написано около 15 экспертных статей, которые дают хороший трафик с поиска.
Сформирована команда Mosdisplay
Важный этап 2020 года — сбор и обучение команды, которая способна обучать новых мастеров. Нужно обеспечить хороший менеджмент, чтобы при масштабировании вместо падения качества мы получили его улучшение.
Принципы работы с персоналом на текущем этапе развития бизнеса:
Обучение сотрудников с нуля, вместо набора мастеров с опытом
Почему так? Просто ответьте на вопрос — много вы знаете хороших мастеров и сервисов? Я лично мало знаю. Издержки на переучивание готового мастера выше, чем издержки на обучение человека с нуля. Новичку не надо ничего объяснять и доказывать — он просто одевает белую рубашку и соблюдает наши правила. Один из важных критериев кандидата — его способность к обучению, поможет в будущем продолжить учиться на профессию операционного менеджера или специалиста по развитию бизнеса.
Тщательный отбор кандидатов, не берем слабых и средних
В начале очень важно брать в команду только лучших. Навыки мастеров — важный ресурс ремонтного бизнеса. Дальнейший рост невозможен без создания сильной системы обучения новых мастеров. Каждый сотрудник который придёт в компанию в 2020-2022 станет инструктором. И если инструктор будет слабый, то слабой будет вся ветка мастеров которую он обучит. Исправить это практически невозможно — вы не выпрямите дерево, которое выросло криво. Подробнее об этом я рассказал в августе
Обучение бизнесу требуется, а не приветствуется
Только отраслевой компетенции мало для построения бизнеса. Я хочу чтобы через 5 лет моей компанией управляли профессионалы которые понимают в маркетинге, менеджменте и финансах. Вместо любителей комиксов в стиле «45 татуировок менеджера», «бирюзовых организаций» или «от хорошего к великому». Летом я запущу внутри компании школу менеджеров, где молодые сотрудники со свободным временем будут изучать маркетинг, менеджмент и финансы по учебникам, а не популярной литературе. Еще в Додо пицце я готовил программы для операционного менеджера, менеджера на развитие, маркетологов и других специалистов, которые мне пригодятся теперь.
Команда Mosdisplay сейчас
Петр Галкин — инструктор по восстановлению дисплеев Apple
Петр пришел в компанию в октябре 2019 года — первый и самый опытный сотрудник Mosdisplay. Он прошел путь от пицца-мейкера в Сыктывкаре до управляющего двух московских пиццерий, где получил серьезный опыт в операционном менеджменте и обучении стажеров. Мы с Петром работали вместе в Додо-Ясенево в 2017. В 2019 году его привлекли мои посты ВК, в которых он увидел реальную перспективу нашего проекта и мы договорились о работе.
Теперь мы вместе восстанавливаем экраны в Mosdisplay уже больше года. Я передал все что знаю о восстановлении дисплеев Петру. И теперь он не только меняет стёкла но и обучает этому делу мастеров из других городов. Также мы вместе совершенствуем технологию восстановления дисплея от которой зависит наша прибыль и конкурентоспособность.
Сергей Родин — инструктор по замене дисплеев и задних крышек iPhone
Сергей работает в компании с лета 2020 года. Сергей занимался ремонтом самостоятельно, и случайно увидел наш профиль в Инстаграм. Его привлекли посты где я рассказывал о принципах нашего ремонта: закручивании всех винтиков, установке влагозащиты и бесплатной чистки от пыли в каждом заказе.
Установка дисплея — это не просто закручивание винтиков: нужно почистить сетки, убрать разводы с камер, наклеить влагозащиту, сделать все тесты и проверки, оценить риски и подготовить фотоотчет для клиента. И все успеть за 30 минут.
Спустя 5 месяцев Сергей стал инструктором по замене дисплеев и лазерной замене задних стекол — я передал ему все знания по этой теме. Сейчас мы вместе готовим учебные материалы для новых стажеров.
Отказ от выездных ремонтов
В 2019 меня знали как выездного мастера, но в 2020 году мы стали предлагать доставку вместо выездного ремонта. Причина простая: производительность мастера в сервисе в 3 раза выше чем на выезде, а время курьера дешевле времени мастера. Поэтому мы решили снизить цены и перейти на доставку, что увеличило количество заказов. Я уверен что самая жизнеспособная модель — это стационарный сервис с доставкой.
Что дальше?
В 2021 году мы переедем из квартиры в офис.
Цель офиса — отработка модели стационарного сервиса, которую я задумал еще 2 года назад:
1. Открыто 100% ремонтной зоны, диваны напротив столов;
2. Ремонты выполняются по записи под клиента в короткий срок;
3. Выгодные цены за счет высокой оборачиваемости;
4. 100% легализация и оплата всех налогов (рынок ремонта работает нелегально или полулегально);
5. Менеджмент в стиле Макдональдс, позволит получить стабильное качество.
Мы отработаем все процессы и еще раз докажем прибыльность бизнес-модели уже с расходами на офис и полный штат персонала. В январе я начал отсматривать помещения в ОМЕГА плаза на автозаводской — удобное расположение, в районе работает куча народу, хорошая торговая галерея. Затягивать не будем, переедем скорее всего в Марте, тк уже не помещаемся в квартире.
Масштабирование через франчайзинг
В этом году мы регистрируем товарный знак и в 2022-2023 откроем первые сервисы по франчайзингу. Уже сейчас мы работаем как конвейер, ремонты одни и те-же с низкой вариабельностью. Это значит, что модель можно масштабировать. А люди, которые приезжают с регионов на обучение, говорят что они так-же как мы ремонтируют только Apple и прекрасно себя чувствуют.
Почему франчайзинг?
1. Налоги — сеть франчайзи ИП на патенте будет работать легально и платить минимум налогов;
2. Мотивация собственника — когда ты вложил свои деньги, то вовлечен в бизнес на 100%.
Выгоды бизнеса для франчайзи:
1. Общий маркетинг + сила бренда;
2. Стабильное качество деталей по рыночной цене, либо ниже рынка;
3. Передача совершенных технологий ремонта, мощный отдел R&D;
4. Контроль качества и рейтингование франчайзи;
5. IT-система для улучшения клиентского сервиса и прозрачности бизнеса.
Важный нюанс:
В нашем бизнесе франчайзи могут стать не все. Найти деньги не проблема. Быть опытным предпринимателем — не проблема. Даже ценности не проблема, полно народу, которые хотят работать как мы.
Вопрос только в том, СМОЖЕТЕ ли вы работать как мы? Бизнес завязан на высоком мастерстве и 100% вовлечении собственника. Обучение отраслевой квалификации занимает год, даже если вы опытный предприниматель, вы скорее всего не сможете делать качественные ремонты. И не сможете нанять готовых мастеров — их нет на рынке труда. У хороших мастеров уже все хорошо.
Поэтому первыми франчайзи станут сотрудники которые отработали у нас много времени и сервисы, которые проходят наши тренинги и близки по ценностям и стилю ведения бизнеса. Уже сейчас я стараюсь подобрать сотрудников, которые в перспективе способны управлять сервисом. Это очень долгий путь, но на мой взгляд единственно верный.
IT и франч девелопмент стоит денег
У меня очень прагматичное отношение к IT системам. Я сторонник дедовских методов менеджмента с помощью которых можно достичь прекрасных результатов. Из автоматизации мы используем только гугл докс для P&L, Todoist для задач на смену и WhatsApp как CRM (да, да, вотс, родимый это шикарная CRM) и бизнес работает хорошо.
Но справедливо признать что IT может существенно упростить жизнь бизнеса:
1. Сделать метрики сервиса прозрачными для инвестора, облегчая финансирование франчайзи;
2. Автоматизировать прохождение заявки улучшая клиентский сервис;
3. Подсказывать мастерам лучшие практики для улучшения качества;
4. Снизить нагрузку на управляющего и менеджера смены;
5. Вести учет, чтобы снизить списания, избежать затоваривания или «out of stock»
Эти выгоды удержат франчайзи в нашей системе на долгой дистанции. До сих пор нет решения по автоматизации сервисного центра которое меня устраивало бы.
Проблема в том, что разработка IT требует серьезных инвестиций и экспертизы. Малый бизнес не может позволить разработку полноценной системы, вероятность что получится хороший продукт крайне низкая.
Пока мы открываем отдельные сервисы мы можем финансироваться долгом. Но мы не можем финансировать долгом или прибылью франчайзинговую компанию — прибыли не хватит. Поэтому уже сейчас я думаю о форме дальнейшего финансирования и как я буду привлекать экспертизу для IT и франчайзинг-девелопмента. И уже есть интересные мысли на этот счет…
Друзья, спасибо за то, что следите за моим бизнесом. Мне очень приятна ваша поддержка и кто знает, может мы когда нибудь поработаем вместе 😉