История жизни Ирины Куликовой — это вдохновляющая история о том, как сочетание природного таланта, упорного труда и поддержки семьи сделало её всемирно известным виртуозом классической гитары.
Её последний альбом «It's About the Touch» (2020) — самое личное музыкальное высказывание 38-летней гитаристки на сегодняшний день, в котором представлены пьесы, сформировавшие её музыкальную личность в детстве в России.
При поддержке краудфандинговой кампании альбом был выпущен в недавно созданной продюсерской компании самой гитаристки, которая также публикует её транскрипции. Альбом доступен на YouTube. Репертуар альбома интроспективен, при этом раскрывая её нешуточную виртуозность в таких пьесах как «Астурия» Альбениса или «Собор» Барриоса.
«В детстве, открывая для себя музыку, я влюбилась в музыку Шуберта, Альбинони, Шопена, Дебюсси, Альбениса и Тарреги. Это повлияло на мою личность и на то, как я становилась музыкантом. После того как родилась моя дочь, мне пришлось отказаться от некоторых занятий и не путешествовать так много, чтобы иметь возможность быть с ней. Я поставила себе цель, когда ей будет восемь лет, записать компакт-диск с любимыми произведениями, которые повлияли на меня в юности».
Куликова выросла в Челябинске, а родители гитаристки обеспечили ей и её младшему брату тёплую и заботливую обстановку, несмотря на окружающий политический и экономический кризис, когда распался Советский Союз.
«Я родилась в очень счастливой семье. Моя мама — виолончелистка, преподавала в музыкальной школе, что в Советском Союзе было весьма хорошо оплачиваемой профессией. После распада Советского Союза это стало наихудшей профессией».
К пяти годам Ирина брала уроки игры на фортепиано и гитаре в школе, где преподавала ее мать. Вскоре она стала вундеркиндом и училась у Виктора Козлова, гитариста и композитора, преподававшего в Челябинском музыкальном училище.
«Он в основном обучал взрослых. Я была его первой юной ученицей. С Виктором это было серьёзное обучение игре на гитаре, он научил меня технике игры. Моя мама много рассказывала мне о технике игры на виолончели и работала со мной над фразировкой и пением во время игры. Так что у меня было два учителя».
На официальном сайте гитаристки есть видео, показывающее, как она в возрасте восьми лет — уже технически совершенная и сбалансированная — без особых усилий играет гавот Тарреги «Мария» и многое другое. Примерно в это же время она начала давать концерты.
«Это было трудное время для моих родителей. Я начала давать концерты в военных госпиталях, тюрьмах и детских садах, когда мне было восемь лет, и мне платили коробкой продуктов. В магазинах не было продуктов. Мой отец работал на фабрике, но денег не получал. Через три года он получил в качестве зарплаты 12 пылесосов. Он и мой брат продавали их на улице, чтобы получить деньги».
Часть накопленных средств позволила 11-летней Куликовой и её матери проехать 48-часовым поездом до Воронежа, на международный конкурс гитаристов. Это того стоило.
«Я выиграла первый приз. У меня тогда была только дешёвая гитара, а в жюри был [испанский гитарист-виртуоз и композитор] Хосе Мария Галлардо Дель Рей. Когда в следующем году я вернулась в Воронеж на концерт [как победитель предыдущего года], он принёс мне гитару ручной работы Мануэля Контрераса. Это был специальный подарок от него».
Испанец затем стал покровителем юной Куликовой, которая в России становилась звездой-вундеркиндом.
Недостаток доступных записей и партитур в России создавал проблемы по мере её музыкального развития.
«Было сложно получить репертуар, который играли люди во всём мире. Иногда моя мама проводила ночь, копируя для меня заимствованную партитуру. Мой отец фотографировал другие и проявлял их в тёмной комнате. Я чувствую, что мне как будто 150 лет, когда рассказываю подобные истории! Теперь вы можете просто заказать всё на Amazon.
Я тренировалась от шести до восьми часов в день, без выходных и праздников. Зимы в России были долгими и холодными, и что ещё оставалось делать? Музыка была моим лучшим другом. Моя семья отдала всё мне и моему брату, чтобы мы были счастливы».
В подростковом возрасте Ирина получила приглашения выступать по всей Европе и стипендию своего города для обучения за рубежом, после чего для неё открылись двери в настоящую гитарную жизнь. Она продолжила образование в Академии Гнесиных в Москве и Университете «Моцартеум» в Зальцбурге, Австрия, завоевав высшие призы на нескольких престижных международных конкурсах.
Видео: «Segovia's 1969 Ramirez - Irina Kulikova plays Chopin Vals No. 7».
«Мне очень повезло учиться в Австрии с Марко Тамайо. Он завершил мою технику и помог мне стать очень эффективной на практике. Я научилась делать за два часа то, что раньше делала за шесть, и быть расслабленной и точной в игре. Мы работали над самым сложным репертуаром».
Ирина говорит, что она объединила различные точки зрения, которые сформировали её как артиста, в свой собственный уникальный метод обучения. Она применяет его на мастер-классах по всему миру, и в качестве приглашенного профессора в различных университетах.
«Я подхожу к артисту в целом. В первую очередь мы делаем упор на качество звука. Но я также с энтузиазмом отношусь к тому, чтобы помочь студентам справиться со страхом перед сценой, развивая безупречную технику.
Классическая гитара процветает. Мы приближаемся к золотому веку. Я вижу это во всём мире — в России, Китае, Европе и США. Теперь нам нужно убедить все общества классической гитары проводить больше концертов гитары с другими инструментами, чтобы быть более похожими на другие музыкальные общества».
По материалам публикации (англ.).