Если бы меня спросили года три назад, что такое «ЛитРПГ», я вспомнил бы, в лучшем случае, книгу Гарри Гаррисона «Теперь ты – стальная крыса». Она сделана в формате игры – ты сам выбираешь сюжет и действия главного героя, путешествуя по главам и страницам книги.
Ну, может быть, пришел бы еще на ум Сергей Лукьяненко и его «Лабиринт отражений». Тогда в моем понимании литературный вариант РПГ выглядел именно так.
Но если бы мне в тот момент сказали, что это самое «ЛитРПГ» уже насчитывает несколько десятков серий, сотни книг и миров, я бы, наверное, был сильно озадачен, ведь до того времени не сталкивался с ними и даже не слышал ни о чем подобном.
И вот, когда мне в руки попала книга «Срыв» Дмитрия Руса, я впервые познакомился с этим удивительным и странным жанром литературы.
Удивительным, потому что он действительно стал для меня открытием. Чем-то совершенно новым и непознанным.
Ну, а странным, потому что четверть книги занимали описания интерфейса персонажа, его атрибутов и характеристик. Практически после каждого абзаца, можно было наткнуться на нечто подобное:
— Поздравляем, вы получили новый уровень! Текущий уровень 2!
— Расовый бонус: Интеллект +1! Классовый бонус: Интеллект +1! Дух+1.
— Доступны: 5 единиц характеристик!
Если бы я на тот момент не читал взахлеб уже третью книгу серии, вряд ли бы поверил, что кому-то может быть интересна подобная литература.
Вот такой вот парадокс. Жутко перегруженные водянистой прослойкой книги, цепляли меня ничуть не меньше, чем серьезные фантастические произведения любимых авторов, где каждое слово было на своем месте.
Если ты не знаком с жанром ЛитРПГ, то, наверное, и сейчас читаешь эти строки в полном недоумении.
Но давай разберемся. Чем же отличаются классические фэнтезийные/фантастические произведения, от ЛитРПГ?
Почти все книги этого жанра, так или иначе пытаются погрузить тебя в атмосферу игры. Создать полное ощущение того, что ты персонаж какого-нибудь навороченного компьютерного бестселлера. Но это еще не все. После того, как ты понимаешь и принимаешь мир игры, тебя пытаются убедить в его реальности. То есть приписать игровым персонажам реальные чувства и эмоции – сделать их живыми.
Да, звучит довольно сложно:
Я читаю книгу, внутри которой я живу реальной жизнью, внутри которой я попадаю в игру, внутри которой я живу реальной жизнью.
Эдакий «сон внутри сна, внутри сна, внутри сна».
Компенсируется это максимальным упрощением всего, чего только можно.
Персонажи, чаще всего, делятся на «гипертрофированно хороших» и «гипертрофированно плохих» – третьего не дано. Истории и конфликты, зачастую, похожи друг на друга, хоть и сохраняют некую индивидуальность за счет разных игровых механик. Сюжет развивается быстрыми скачками, подсовывая героям разнообразные бонусы и удачные стечения обстоятельств.
У многих такая литературная модель уже на начальных этапах вызывает недовольство, и книга забрасывается в дальний угол, как нечто совершенно нечитабельное и непонятное. Но другие, те, для кого это своеобразное тройное погружение не кажется диким бредом, рискуют вместе с героями ЛитРПГ очень надолго застрять в игровых мирах.
Я отношусь ко второй категории людей.
За прошедшие три года я прочитал такое количество этой литературы, что мне иногда даже страшно становится – а не деградирую ли я потихоньку?
Что вообще меня так цепляет в этих произведениях?
Вряд ли простой сюжет или бесконечные описания характеристик и бонусов.
Мне кажется, что ЛитРПГ делает ставку именно на развитие персонажей.
И пусть это выглядит слегка однобоко, пусть не так витиевато и изящно, как в сложных фантастических произведениях Хайнлайна, Саймака или Стругацких.
ЛитРПГ не старается быть похожим на фантастику или фэнтези. Вся прелесть этой литературы в том, что она умудряется брать любой из жанров и своим странным, но завораживающим сеттингом менять его до неузнаваемости. Превращать его во что-то новое и интересное.
Представь, от одного лишь осознания того, что эльф в этих книгах не просто эльф (сказочный лесной житель), а человек в виртуальной шкуре эльфа – полностью меняется восприятие персонажа. У него человеческий разум, не перегруженный сказочными рамками и стереотипами. Он мыслит точно так же, как мы с тобой – настоящие, живые люди. Он может выйти из виртуальной реальности и… не знаю… выпить кефира, например, или посмотреть футбол по телеку. Он совершенно не такой, как его собратья в книгах Толкина или Перумова.
Точно таким же образом меняются и сами миры – в них совсем другие законы, другие правила и другие механики жизни. И всё это бесконечно трансформируется, искажается, выворачивается наизнанку. Эти бесформенные миры часто выходят за рамки здравого смысла, переплетаются друг с другом и образуют совсем уж фантасмагорические структуры.
Хоббит – пилот космического корабля? Пфф – легко!
Орк играющий в компьютерную игру в теле человека? Нет ничего проще!
Игра, открывшая портал в реальный мир? Черные паладины против омоновцев? Никаких проблем! Бери, да читай!
И несмотря на кажущуюся сумбурность всего этого буйства авторской фантазии, несмотря на сложность адаптации законов разных миров друг к другу, несмотря на перегруженность сюжета образами и персонажами – воспринимается это всё на удивление легко. По крайней мере большая часть ЛитРПГ, прочитанных мной за последние годы были именно такими – простыми и интересными, хоть и полными хаоса.
При этом ты всегда понимаешь главного героя. Всегда видишь четкую линию развития персонажа. Всегда чувствуешь напряжение, перед боем с опасным противником. Не могу сказать, что все авторы смогли убедить меня в реальности своих героев. Некоторым сопереживать очень трудно, другим и вовсе невозможно, но, как ни странно, это совершенно не портит общего впечатления от книги. Наверное, так происходит потому, что я изначально вижу в них больше ожившую игру, чем серьезное драматическое произведение. Не пытаюсь анализировать и искать глубокого смысла, не пытаюсь вжиться в роль чуждого мне существа (гоблина, эльфа, гарпии – не важно) – я всегда понимаю персонажа, потому что он простой любитель компьютерных игр, как и я. Он точно также может просидеть за любимой бродилкой несколько часов, а потом, не выспавшись, пойти с красными глазами на работу.
Постепенно прихожу к выводу, что все эти миры мне так интересны по той же причине, по которой когда-то поглотил мое сознание Гарри Поттер. Он рос и развивался вместе со мной.
Персонаж взрослел практически с той же скоростью, что и я. Сталкивался с теми же проблемами, переживал те же эмоции. Достаточно было лишь начать читать, и ты моментально попадал в тот, другой мир. Становился учеником факультета Гриффиндор, сражался с силами зла и решал какие-то свои будничные проблемы.
Так и здесь. Тебе не нужно долго вникать законы мироздания и разбираться с внутренними конфликтами персонажей, потому что они – обычные люди. С такими же проблемами и такими же желаниями. Они садятся за компьютер/надевают шлем виртуальной реальности/ложатся в капсулу погружения, чтоб сбежать от реальности туда, где чувствуют себя героями. Туда, где мир максимально пластичен, хоть иногда и весьма суров. Туда, где для развития тебе нужны не годы учебы и работы, а лишь жалкие несколько очков характеристик.
Эти миры фальшивы, но притягательны. Очень сложно противиться их простоте и доступности.
А потому и книги в жанре ЛитРПГ всё чаще захватывают мое внимание.
Не знаю – хорошо это или плохо. Не знаю – идет ли такая литература мне на пользу или отнимает драгоценное время.
В любом случае – я пока не планирую останавливаться и с удовольствием изучаю эти относительно новые для меня книжные вселенные. Возможно когда-нибудь в будущем я пожалею об этом решении, но это будет уже совсем другая история.
– Если ты уже знаком с этим жанром и ищешь «что бы такого почитать»?
– Если ты только собираешься познакомиться с ЛитРПГ и не можешь определиться с выбором автора и произведения.
– Если тебя просто заинтересовали мои умозаключения и тебе интересно понять – откуда они вообще взялись.
Могу порекомендовать тебе книги, которые лично мне показались интересными и захватывающими.
Это не ТОП. Все они одинаково хороши. Если вдруг нужна будет конкретика или совет – не стесняйся и пиши (в личку или в комменты – не важно).
И, конечно же, буду рад узнать о твоих литературных находках и любимых произведениях в этом жанре.
«Баффер» – Михаил Дулепа.
Серия «Читер» (пока вышло 6 книг) – Артём Каменистый.
Серия «Играть, чтобы жить» (пока вышло 8 книг) – Дмитрий Рус.
Серия «Путь шамана» (7 книг) – Василий Маханенко.
Серия «Темный паладин» (3 книги) – Василий Маханенко.
Серия «Комэск-13» (пока вышло 2 книги) – Дмитрий Рус.
Серий «Игра Кота» (7 книг) – Роман Прокофьев.
Серия «Господство клана Неспящих» (9 книг) – Дем Михайлов.
Серия «Не время для реала» (2 книги) – Тарас Асачев.