Найти тему
Короче, о книгах

Книга превзошедшая все ожидания: Донна Тартт и её «Тайная история»

В своё время роман «Тайная история» Донны Тартт прошел для российского читателя совершенно незамеченным (дело было в 2009 году) и лишь после получения Тартт Пулитцеровской премии в 2014 за роман «Щегол» все вдруг обратили и на него своё внимание.

Издательство Corpus, 592 страницы
Издательство Corpus, 592 страницы

Тартт закончила «Тайную историю» в далеком 1992-м и посвятила её своему хорошему другу Брету Истону Эллису (автору знаменитого «Американского психопата»), вместе с которым училась в престижном Беннингтонском колледже по специальности «Классическая филология». Эллис оценил роман довольно высоко, помог его издать и даже вставил отсылку к «Тайной истории» в свою собственную книгу «Правила секса».

«Тайная история» — это, прежде всего, так называемый «университетский роман» (campus novel). Всё действие происходит в Новой Англии (штат Вермонт), в колледже Хэмпден, во многом очень схожем с вышеупомянутым Беннингтоном. Тартт определенно вложила в эту историю себя и своё мироощущение тех лет. К тому же нельзя не заметить красоту и атмосферу Вермонта, постоянно подчеркиваемую по мере действия сюжета.

Донна Тартт на лужайке Беннингтона
Донна Тартт на лужайке Беннингтона

В центре внимания находятся пять студентов, изучающих древнегреческий язык. Ими очаровывается главный герой Ричард, буквально одержимый желанием влиться в этот закрытый, обособленный круг друзей. Они цитируют античных мыслителей, разговаривают на греческом, изучают труды древних философов и будто живут в совершенно другом мире.

С самого первого абзаца книги Ричард задается вопросом: "Существует ли такая вещь, как «трагический изъян» — зловещая темная трещина, пролегающая через всю жизнь, — вне литературы?". То есть существует ли гамартия? Именно этим самым вопросом во время чтения будет постоянно задаваться и читатель.

Сюжет начинается с убийства. Известно, кто убит, каким образом и, главное, кем. Дальнейшее повествование — это взгляд в прошлое, цепь событий, приведших к убийству, а также его неминуемые последствия.

Имена, которые для своих героев придумала Тартт, вполне намеренно отделяют главных героев от второстепенных, указывая на их отчётливые различия и в каком-то смысле кастовость: Генри, Фрэнсис, Чарльз, Камилла, Эдмунд и, наконец, Ричард. А как будто в противовес им то тут, то там раздаются самые обычные имена: Джуди, Клоук, Джад, Фрэнк... Не говоря уже об их внешнем виде, который в значительной степени контрастирует с внешним видом всех других персонажей почти с самых первых страниц.

Похожие истории об убийствах — далеко не новинка в литературе, можно, например, вспомнить «Веревку» Патрика Гамильтона (1929), экранизированную затем Хичкоком (1948). Однако «Тайная история» не является ни детективом, ни триллером, а лишь берет некоторые части этих жанров, умело вплетая в своё повествование. Но чем ближе сюжет движется к концу, тем сильнее чувствуется и нарастающее напряжение.

Невозможно не заметить неустанную любовь Тартт к раннему Достоевскому. И в отличие от «Щегла», в «Тайной истории» эта любовь действительно трансформировалась во что-то очень сильное и глубокое. Лихорадочные мысли героев про вершителей судеб, которые могут своим преступлением сделать мир счастливей и чище, опять же неустанно возвращают к теме гамартии.

В книге также очень много ницшеанского, много упоминаний платоновских работ и выдержек оттуда. Её хочется перечитывать, разглядывать под разными углами, сопоставлять события, прослеживать аллюзии.

Тартт опять же не изменяет себе — алкоголь, вещества уже в дебютной работе преобладают в огромных количествах. (Эта увлеченность веществами, что в работах Тартт, что в произведениях Эллиса, берет начало именно из Беннингтона. Советую ознакомиться с замечательным текстом в Esquire). Да и книга сама по себе будто с каким-то с пьянящим эффектом крепкого алкоголя, неминуемо ошеломляет в конце. Словно шекспировская трагедия с начинкой из «Преступления и наказания». Хотя, безусловно, можно заметить отсылки и к первой части «Возвращения в Брайдсхед» Ивлина Во, и к «Волхву» Фаулза, и к «Вакханкам» Еврипида. Эта именно та литература, о которой хочется говорить, которую хочется обсуждать и разбирать.

Беннингтон
Беннингтон

Стоит обратить внимание, что «Тайная история» и «Щегол» — очень разные книги, и разница даже не в сюжетном рисунке и композиции, а в интонации и стиле, которым написан текст. Хотя при желании схожие черты всё же найдутся.

Под конец следует подчеркнуть, что название «Тайная история» безукоризненно и точно подходит этому роману, отсылая к сразу нескольким значениям, и не в последнюю очередь к произведению Прокопия Кесарийского. Подобные книги — действительно большая редкость в современной литературе, но от этого не менее приятно находить такие сокровища. Несмотря на мою большую нелюбовь и неприязнь к роману «Щегол», «Тайная история» меня покорила. Однозначно, одна из лучших прочитанных книг года.

С вами была Гузель Зиятдинович. Любите книги и литературу? Подписывайтесь на «Короче, о книгах»! Еще больше книг в Телеграм!

| Поддержать канал материально можно здесь |

Тайная история