Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Многие принимают это странное сооружение на железнодорожной станции за фортификационное укрепление. Однако это совсем не так

Недавно у одного своего знакомого в Instagram я увидел снимки, сделанные на бывшей станции Охват, которая располагалась на 172/173 км линии Бологое-Великие Луки Октябрьской железной дороги.

Километровый столб на 172/173 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии в районе бывшей станции Охват. Фото: Алексей Алексеев
Километровый столб на 172/173 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии в районе бывшей станции Охват. Фото: Алексей Алексеев

Очень красивая и тихая когда-то здесь была станция (давно уже превращена в остановочный пункт), располагалась на берегу одноимённого озера и была окружена со всех сторон нетронутыми вырубками живописными сосновыми борами.

Пригородный поезд №6693 сообщением Бологое-Великие Луки с тепловозом ТЭП70 следует в районе бывшей станции Охват, 172 км. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6693 сообщением Бологое-Великие Луки с тепловозом ТЭП70 следует в районе бывшей станции Охват, 172 км. Фото: Алексей Алексеев

На одном из его снимков было вот это необычное на первый взгляд сооружение.

Необычное сооружение на станции Охват. Вид со стороны жд путей. Фото: Алексей Алексеев
Необычное сооружение на станции Охват. Вид со стороны жд путей. Фото: Алексей Алексеев

Стоит себе неприметно в лесу на краю полосы отвода железной дороги, только посреди зияет тёмный дверной проём, ведущий как может показаться в подземный бункер или командный пункт. Мой знакомый обозначил же его на своём снимке как ДОТ (долговременная огневая точка), якобы оставшийся в здешних местах ещё со времён Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Необычное сооружение на станции Охват. Вид со стороны леса путей. Фото: Алексей Алексеев
Необычное сооружение на станции Охват. Вид со стороны леса путей. Фото: Алексей Алексеев

Снаружи бетонная постройка действительно очень напоминает оборонительно фортификационное сооружение. Оно имеет окна похожие на амбразуры, неплохо замаскировано, а толщина его стен позволяет быть уверенным в том, что здесь запросто можно пережить артобстрел. Но стоит зайти в него внутрь, как опытного человека уже начинают брать сомнения по поводу истинного назначения этого здания...

Внутри здание за все годы безвременья, пока оно стояло заброшенным, жутко захламлено и загажено. Поэтому, по эстетическим соображениям, я не сделал больше снимков внутри здания. Фото: Алексей Алексеев
Внутри здание за все годы безвременья, пока оно стояло заброшенным, жутко захламлено и загажено. Поэтому, по эстетическим соображениям, я не сделал больше снимков внутри здания. Фото: Алексей Алексеев

Больно уж глубоко внизу располагается здесь пол, метра 2-2,5 от окна до самого низа. Нужно обладать нечеловеческим ростом, чтобы можно было представить себе, как мог солдат, стоя с оружием в руках, добраться до амбразуры, чтобы вести из неё огонь. Разве что, встав на изготовку на заранее приготовленную стремянку. Поэтому версия о том, что это сооружение является ДОТом несостоятельна. Тогда что это может здесь быть? Бомбоубежище? Нет, снова неверный ответ. Моя же версия, как любителя железных дорог, совершенно иная.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Это странное сооружение очень похоже на "ледник" или "холодный склад" из железобетона обсыпанный землёй, предназначенный для хранения скоропортящихся продуктов, таких как мясо, молоко, сливочное масло, мороженая рыба и т.д. Зачастую такие ледники оснащались машинным охлаждением. Так например в 1913 году при Московской пассажирской станции был построен "холодный склад", оснащённый немецким оборудованием фирмы "Борзиг".

Ледник на станции Феодосия. Джанкой-Федосийская железная дорога
Ледник на станции Феодосия. Джанкой-Федосийская железная дорога

Аналогичные сохранившиеся сооружения мне уже приходилось неоднократно встречать и на других станциях на этой же линии в Мартисово и Великополье. В эпоху проложения железных дорог в XIX-XX веке, постройка ледников на железнодорожных станциях была жизненно важной необходимостью. Электричества и холодильников понятное дело в ту пору ещё ведь не было, а вот вопрос хранения скоропортящихся продуктов издавна стоял очень остро. В интернете можно найти массу описаний со схемами устройства подобного рода сооружений. Вот к примеру одна из них.

-8

Ледники служили местом для временного хранения на железнодорожной станции скоропортящихся грузов, которые в момент отправки грузополучателю перегружали затем вот в такие специальные вагоны-ледники, предки современных рефрижераторных вагонов.

Вагоны-ледники имели двойную наружную обшивку с изоляцией картоном и войлоком, двойные потолок и пол, а внутри ставились ящики со льдом
Вагоны-ледники имели двойную наружную обшивку с изоляцией картоном и войлоком, двойные потолок и пол, а внутри ставились ящики со льдом

Но и моя версия, как ни странно это звучит, тоже оказалась неверной! Как мне уже тут подсказали мои преданные читатели это сооружение называется НУП (необслуживаемый усилительный пункт). Если в Яндекс или любой другой поисковик в раздел "Картинки" ввести в поисковую строку запрос "НУП", то результаты поиска один в один совпадут с моими снимками со станции Охват, выдав полностью идентичные сооружения. Дословно привожу верный ответ по поводу того, какого истинное предназначение этого сооружения из комментария одного из просвещённых в этой теме моих читателей:

"Дело в том, что вся связь на просторах нашей необъятной Родины, идёт по кабелю. Для нормальной работы сигнала, который идёт по кабелю, нужно напряжение и ток, соответственно. Раньше кабель лежал медный, многожильный. Над каждой муфтой, зарытой на 2м в землю, стоял столбик. Каждые сто метров (помимо муфт) тоже столбик стоял. Охранная зона - 2м. Что касается самого НУПа - это бочка, высотой (глубиной) метра 4. Там всего лишь стойки, которые обеспечивали постоянную связь по подземному кабелю и прочее. Сейчас это всё заменено на оптоволкно. Потому НУПы остались без дела".

Так что вот так оказывается. Век живи - век учись как говорится.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram