С первых лет своей широкой известности в начале 1980-х журналисты поставили на певце Валерии Леонтьеве штамп “дитя диска”. И действительно, в репертуаре Леонтьева тогда был очень мощный танцевальный блок композиций - “Кружатся диски”, “Танцевальный час на солнце”, “Два одиночества”, “Я не умею танцевать”, “Кто виноват”, “Птица счастья” и многие другие. Хотя, конечно, были и довольно серьёзные и сложные баллады типа “Бреду по жёлтым склонам” или “Там, в сентябре”. Кстати, вы можете скачать ранние записи Валерия Леонтьева в хорошем качестве совершенно бесплатно.
Несколько особняком стоит малоизвестный альбом “Премьера” с песнями композитора Александра Морозова. Это если и не рок в чистом виде, то уж точно не попса.
Однако мода на рок-музыку накрыла Советский союз в середине - второй половине 1980-х. Вместе с горбачёвской перестройкой в музыкальных эфирах появились коллективы, гордо именующие себя “рок-группы”. Большая часть из них не умела петь и играть на музыкальных инструментах от слова “совсем”, а некоторые даже этим кичились: вот, мол, мы противопоставляем официальной застойной культуре себя таких новых и необычных, предъявляем свою “контркультуру”.
Но были из них те, кто действительно стал популярными: “Алиса”, “ДДТ”, “Наутилус Помпилиус”, “Кино”, “Ария”, “Чёрный кофе” и другие.
Те из эстрадных звёзд, кто твёрдо был намерен удерживаться на плаву, не могли игнорировать такие изменения в музыкальной конъюнктуре. Прежде всего, это Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев и София Ротару. В аранжировках их песен 1987-1988 гг. появились элементы рока. И если “девочки” не пошли далеко в своих рок-экспериментах, то Леонтьев окунулся в эту историю с головой.
Поддержанный своей супругой и коллегой бас-гитаристкой Люсей (Людмилой Исакович), Валерий Яковлевич выдал целую обойму рок-композиций, да причём такого качества, какое тогдашним “русским рокерам” и не снилось. Правда, справедливости ради, надо отметить, что у него была для этого техническая и культурная база.
Начал Леонтьев с того, что кардинально сменил имидж: диско-кудряшки были уложены в “рок-хаер”, появились соответствующие атрибуты в сценических костюмах. Любовная лирика отошла на второй план, появились “социально-значимые тексты”. Песня “Белая ворона” 1987 года выпуска получила широчайший резонанс и вышла в финал “Песни года” даже несмотря на невозможность присутствия на нём виновника - Леонтьев в это время колесил по Индии в рамках фестиваля дружбы.
Поскольку большинство рокеров сами писали себе песни, Валерий Леонтьев тоже решил примерить на себя амплуа композитора.В соавторстве с Юрией Варумом (будущий продюсер своей доченьки Анжелики тогда работал в леонтьевской группе “Эхо”) они написали ряд песен, в том числе и в рок-обработке: “Небоскрёбы”, “Выставка собак”, “Кукарача”. В репертуаре появились такие утяжелённые композиции как “Маленький человек”, “Молитва”, “Я не тону”, “Свет милосердия”, “Старые афиши”.
Леонтьев пробует новые краски, извлекает из возможностей своего вокала новые интонации. Эклектичность репертуара тех лет хорошо демонстрирует пластинка “Я - просто певец”. Чего тут только не намешано: философская “Белая ворона”, не менее философская восточная сказка“Верблюды”, рок-н-ролл “Небоскрёбы”, ироничная “Выставка собак”, дискотечная “Знакомая сказка”. И всё это с заявкой “Я - просто певец”, уж в который раз переаранжированной песней с шестилетней историей.
А апофеозом творческих исканий Артиста стал музыкально-драматический спектакль “Джордано”, специально написанный для Леонтьева композитором Лорой Квинт. Выдающаяся работа, халатно, преступно не зафиксированная ни на аудио, ни на видеоносителях.
Однако советскую публику явно перекормили роком, и к концу 1980-х она массово ринулась к первой большой коммерческой авантюре Андрея Разина - “Ласковый май”, литягинскому “Миражу” и ещё массе таких же дешёвых фанерных проектов. Для рокеров наступили трудные времена. Из сотен коллективов выжили совсем немногие.
Закончил свои рок-эксперименты и Валерий Леонтьев. С успехом откатав по стране рок-н-ролльную программу, он снова запел любовную лирику. Однако, рок-н-ролльный дух живёт в его репертуаре и по сей день. Время от времени он с коллективом выдаёт очень крепко сколоченные боевики типа “Не надо яда”, “Люди - не птицы”, “Замерзаю”, “Любовь-капкан”. Наверное, самое интересное всегда возникает на стыке жанров.
Ольга Новикова, сайт "Планета Леонтьева"