Бывают случаи, когда фильм, снятый на небольшие деньги, окупается в прокате в сотни раз превышая затраты, но это скорее исключения. Голливуд работает по выверенным законам - чем больше затраты, в том числе на раскрутку фильма, тем больше людей придет смотреть кино. Но сегодняшняя статья (ссылка на первую часть внизу) не о фильмах, а о сценах, на которые ушла большая часть бюджета. Итак, 15 миллионов в паре минут. Поехали!
Матрица. Сцена открытия
Можно как угодно относиться к "Матрице", всё равно ты живешь в ней, но нельзя не признать, что в своё время фильм просто опередил время, как главный герой Нео опережал скорость полёта пуль. Выглядело это зрелищно, а вот снять это в 1999м году было не так просто. Когда Вачовки, будучи ещё братьями, пришли со сценарием в студию Уорнер, все были поражены - сюжет обещал нечто невиданное раньше, на фоне классических боевиков "Матрица" выгодно отличалась не только метафоричным сюжетом и архетипичными персонажами, но и крутыми механиками. Вачовски получили всего 10 млн.$, и им хватило этого...чтобы снять стартовую сцену, в ходе которой Тринити уходит от преследования, а мы видим нереальные на тот момент трюки с замедлением времени. После показа сцены продюсеры поняли, что Вачовски не шутят, и фильм получил дополнительные средства.
Трансформеры. Последний рыцарь. Сцена на свалке
Фильм, которым завершилась классическая эпоха "Трансформеров" от Майкла Бэя - режиссер устал играть в больших роботов, раскидывая их по полям, горам и мегаполисам, перемещая в пространстве и времени, и Бэй объявил что уходит из проекта после 10 лет работы. Надо сказать, что усталость Бэя чувствуется в последнем фильме - это как уже почти подросток, который всё ещё пытается играть в игру больших фигурок, прикручивая к игре громоздкие фэнтези-небылицы о короле Артуре, египтянах и динозаврах, но - надо отдать Бэю должное - его мальчишеского запала всё ещё хватает, чтобы делать всё с максимальным размахом и зрелищностью. Несмотря на то, стоит ли оно того. Яркий пример - сцена, в ходе которой герой Уолберга оставляет своё укрытие на свалке машин. Не считая компьютерной графики, сцена обошлась в 15 млн.$ - расходы пошли на строительство зданий, покупку машин, последующее уничтожение всего этого и, конечно, на переезд съемочной группы на локацию в пустыне Аризоны.
Скорость 2. Крушение лайнера
Первая "Скорость" слетела в 1994 году с монтажного стола режиссера Яна де Бонта, умевшего в экшены со времён "Крепкого орешка", и на скорости 50 миль в час пронеслась по кинотеатрам, став одним их самых запоминающихся экшенов 90х. Простая одноядерная механика с автобусом, ставшим бомбой на колесах, которая грозит взорваться, стоит скорости на спидометре упасть ниже отметки "50", отличная постановка, грамотные трюки и, конечно, участие Киану Ривза, который разруливал ситуацию на пару с героиней Сандры Баллок, сделали своё дело. Второй фильм не мог похвастаться участием Ривза, зато Буллок осталась чтобы разыгрывать удивление, что её новый бойфренд - не пляжный спасатель, а спецагент, а их отпускной курорт (какая неожиданность) проходит на судне, где чокнутый компьютерный гений программирует корабль на столкновение с танкером. Звучит ужасно, но именно это и стало сценарием сиквела "Скорости" (изначально сюжет задумывался, как третья часть "Крепкого орешка"). Итог - 8 номинаций и одна победа в премии "Золотая малина", но при этом - финальная пятиминутная сцена, стоимость которой почти равна всему бюджету первой части. Для сцены столкновения корабля с городом была построена огромная 300тонная реплика корабля, сложная система подводных рельс и непосредственно пирс с массой построек, которые были разрушены. 25 млн. $ за весьма сомнительную сцену в весьма сомнительном фильме.
007:Спектр. Уничтоженные машины
Фильмы Бондианы всегда отличались роскошью и лоском в деталях - и "Спектр" не стал исключением. 245 млн.$ бюджета было на что потратить - спецэффекты, постановка трюков и многое другое. И хотя выделить какую-то конкретную сцену сложно, есть весьма впечатляющая информация, и она касается важнейшей части Бондианы - машин Джеймса Бонда, которые всегда были весомой дополняющей образ деталью. Специально для "Спектра" был разработан Aston Martin DB10, который так никогда и не был запущен в серийное производство, и на создание полуминутной сцены погони по улицам Ватикана ушло несколько авто, суммарная стоимость которых, плюс расходы на съемки (ночь съемок = 4 секундам экранного времени) составили 32 млн.$
Бен Гур. Гонка на колесницах
Бен Гур был и остается одним из самых-самых в истории кинематографа по многим факторам - по бюджету и кассовым сборам, по количеству полученных Оскаров, по зрелищности и масштабности. Сцена состязания на колесницах, в ходе которой протагонист мстит своему некогда другу Мессале, является квинтэссенцией всего перечисленного - это самая дорогая и масштабная сцена в картине (и самая дорогая и масштабная сцена целой эпохи), для которой была проведена невиданная на тот момент работа. Много месяцев подготовки, рекордно огромный павильон, создаваемый почти тысячей рабочих, невероятное количество техники и специалистов создали сцену, равных которой нет и уже не будет - с приходом CGI способы создавать подобные инсталляции поменялись. Дело было давно, и в пересчёте на сегодняшние деньги, сцена обошлась в 34 млн.$
Матрица: Перезагрузка. Битва с толпой агентов Смитов
Вторая часть оригинальной трилогии Вачовски стала одним из самых ожидаемых фильмов в истории индустрии. После невероятного успеха первой части, которая напомню, предложила совершенно иные механики экшена, продюсеры понимали, что экономить на производстве сиквела нельзя. Самой сложно реализуемой была сцена сражения Нео с толпой агентов Смитов - здесь создателям пришлось отойти от концепции отказа от компьютерной графики, иного пути создать эту зрелищную сцену не было. В начале 2000-х CGI стоила очень дорого, особенно если вы хотели получить реалистичную картинку. Итог - самая дорогая сцена в истории Голливудского кино, самая дорога экшн-сцена стоимость 40 млн.$, которая в некоторой мере способствовала развитию технологий компьютерной графики, поставив специалистам сложные задачи, которые просто пришлось решить.
Война и мир. Битва при Бородино
Один из самых масштабных фильмов в истории кино, постановка не менее масштабного романа Льва Толстого в ответ на голливудскую экранизацию 1956 года, ответ, на который не пожалели денег и сил - создание заняло более пяти лет. Эпос в четырех частях, реальные цифры бюджета которого окружены завесой тайны. Есть много предположений, одно из них - в пересчете на сегодняшние деньги затраты на фильм составили около 330 млн. $, и третья часть фильма, большая часть которой представляет инсценировку битвы при Бородино, оценивается приблизительно в 100 миллионов долларов. Результат - Оскар и Золотой глобус за лучший фильм на иностранном языке.
Ещё в Телеужин:
Первая часть статьи о самых дорогостоящих сценах в истории кино
Что посмотреть с другом-гиком и с другом, который любит рок-музыку
10 любимых хорроров Тарантино и 11 любимых фильмов Дэвида Линча
4 отличных мистических сериала 2019-2020