Жизнь — видимость, любовь — колдовство. Возможно, мы встретимся вновь, на пустоши в конце тропы.
Стивен Кинг, "Темная Башня"
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Сначала я собирался идти читать "Время жизни. Наследие", но тогда еще книга была в процессе и не разбита на две части. А тут "Страх", которым мой любимый персонаж из "Времени жизни" кого-то там пытать будет. Пройти мимо оказалось просто невозможным!
И задержался я рядом с ней определенно не зря, потому что повесть оказалась симпатичной, с отсылками к Темной Башне, с одной стороны, и неуловимым настроением/похожестью на "Время жизни".
В центре сюжета идет история незадавшегося путешествия к морю главного героя, оставшегося безымянным. Решив сократить путь, герой попадает в странную песчаную бурю, едва не погибает от змей, но оказывается спасен местным жителем. Спасен, но заперт вместе с остальными в городишке Фэ, из которого никак не выбраться: все те же змеи, нападающие с песчаными бурями, отравленная река, полная безысходность.
В этой повести тесно переплелись несколько мотивов: дружба, любовь, жажда свободы, ценность обещаний, тот самый страх, выведенный в название. Последний всюду. От банального страха смерти (змеи, ядовитые испарения реки) до почти экзистенциального (никогда не выбраться из города).
Как и у многих, твой главный страх — не получить желаемое. Двигаясь вперёд, ты рискуешь всё потерять и вместе с этим только так всё обретёшь. В то время как в Фэ тебя постигнет лишь смирение. Будешь спокойно жить до конца своих дней, предвидя завтрашний день. Ничем не рискуя и ничего не опасаясь.
И мне очень понравилось, как название повести обыгрывается в самом финале:
У вывески «Ателье леди Стахр» буквы фамилии валялись на земле. Буква «р» оказалась между «т» и «а».
Но больше всего я оценил страх побудительный, настигший совсем не главного героя. Ведь страх не только мешает или оберегает от опасности, но и заставляет задуматься. Хотя бы тех, кто умеет это делать. И иногда заставляет делать выбор. Так перед Сарой, девушкой, которую герой встретил в Фэ, встал страх выбора: потерять героя живым или потерять мертвым. Мертвым, потому что помогая ему покинуть город, она знала, что никогда его больше не увидит, а еще он вполне мог погибнуть на полуразрушенном мосту. Потерять героя живым Сара могла, если бы настояла на том, чтобы он остался в городе, ведь со временем герой мог возненавидеть ее за это. В общем, страх, побудивший Сару выбирать, прекрасен тем, что пробудил в ней умение отпускать, а это гораздо интереснее жажды свободы и дальнейших приключений героя.
Хотя я, конечно, допускаю, что Сара могла знать больше, чем показано в повести.
Тем не менее, история получилась хорошая. Рекомендую и так, и в ожидании продолжения "Времени жизни".