В нашу эпоху развитого "Интернета" мы быстро узнаем ту или иную информацию. Еще не пришли в город новые трамваи, а мы часто уже знаем какие модели поступят. Оперативно появляются фотографии новой техники, хоть подвижного состава городского транспорта, хоть железнодорожного. Также оперативно происходит обмен информацией. А ведь всего каких-то лет тридцать назад все было по иному. За информацией необходимо было идти часто к первоисточнику, а материалов о транспорте было крайне мало в массовых СМИ. Так что вспоминаю, как радовался очередной газетной вырезке с фото трамвая или бежал смотреть телевизор, когда в новостях или иных передачах мелькали трамваи или рассказывалось о железных дорогах.
И вот именно в те времена на Балканах происходили трагические события - кровавый распад единой СФРЮ, в том числе конфликт в Боснии. По телевизору мелькали кадры из Сараево, и тогда я узнал, что там ходят трамваи, причем чехословацкого производства - сочлененные вагоны на базе Т-3. Почему пишу именно так, а не модель К-2, возможно в те годы еще не знал, что сочлененный вагон с дизайном от Т-3 имел такое обозначение серии. Многие модели трамваев я вообще узнал в годах так 1999-2001-м, когда познакомился с первыми коллегами по хобби и ходил в музей при МКП "Тулгорэлектротранс", где была справочная литература и журналы.
Немного краткой справки о сараевском трамвае. Колея 1435 мм - стандартная для европейских стран. Конный трамвай был открыт в 1885 году, спустя десять лет линия была электрифицирована. Необычной была колея - 760 мм. Система была перешита на стандартную европейскую колею лишь в 1960 году. Во время боевых действий в начале 90-х сильно пострадал, восстановлен был в 1993 - 1994 годах. В современное время протяженность трамвайной сети составляет 10,7 км и связывает районы Башчаршия - центр и Илиджа - один из пригородов Сараева. Фактически состоит из одной главной линии, которая проходит через оживленные улицы (Bulevar Meše Selimovića), через центр старого города до конечной Башчаршия и обратно. Имеется лишь одно небольшое ответвление. Но при этом на такой сети действует целых 7 маршрутов.
Однако не только самой первой колеей, принятой в системе, необычен был сараевский трамвай. В начале 90-х, просматривая публикации в печатных СМИ или кадры из осажденного города, обратил внимание на то, что "Татры" то в городе необычные. Токоприемники (пантографы) у вагонов были расположены в задней части. В Сараево в те годы работали трамваи К-2YU. Смотрелось сие необычно, поскольку во всех остальных городах пантографы располагались в передней части вагона и только в Сараево в задней. Кстати, тут можно было отметить еще Ригу, где у "Татр" взамен пантографов использовалась штанга.
Почему так было реализовано, можно лишь предположить, что пантограф опускался вручную с улицы и его расположение сзади было удобным для таких манипуляций. Также, возможно, это была традиция, которая началась с подержанных трамваев РСС, закупленных в свое время Югославией и которые также работали в Сараево.
В Риге штанговый токоприем сохраняется до сих пор, правда идет постепенный переход на пантографы (полупантографы), а вот Сараево лишилось своей изюминки, после модернизации трамваи получали стандартное расположение токоприемника - в передней части вагона. Но как бы то ни было, такой интересный факт в истории сараевского трамвая был.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ МАТЕРИАЛОВ КАНАЛА В НЕКОТОРЫХ ГРУППАХ СОЦСЕТИ ВК БЕЗ ССЫЛКИ И ДАЖЕ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА. КАК МИНИМУМ ПРОШУ ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРА!
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Сколько всего сохранилось трамвайных вагонов модели КТМ-1
Первый российский трамвай с алюминиевым кузовом
Трамвайный вагон модели БКМ-802