Найти тему
ПАНТОГРАФ

Необычные "Татры" из старого Сараева

В нашу эпоху развитого "Интернета" мы быстро узнаем ту или иную информацию. Еще не пришли в город новые трамваи, а мы часто уже знаем какие модели поступят. Оперативно появляются фотографии новой техники, хоть подвижного состава городского транспорта, хоть железнодорожного. Также оперативно происходит обмен информацией. А ведь всего каких-то лет тридцать назад все было по иному. За информацией необходимо было идти часто к первоисточнику, а материалов о транспорте было крайне мало в массовых СМИ. Так что вспоминаю, как радовался очередной газетной вырезке с фото трамвая или бежал смотреть телевизор, когда в новостях или иных передачах мелькали трамваи или рассказывалось о железных дорогах.

И вот именно в те времена на Балканах происходили трагические события - кровавый распад единой СФРЮ, в том числе конфликт в Боснии. По телевизору мелькали кадры из Сараево, и тогда я узнал, что там ходят трамваи, причем чехословацкого производства - сочлененные вагоны на базе Т-3. Почему пишу именно так, а не модель К-2, возможно в те годы еще не знал, что сочлененный вагон с дизайном от Т-3 имел такое обозначение серии. Многие модели трамваев я вообще узнал в годах так 1999-2001-м, когда познакомился с первыми коллегами по хобби и ходил в музей при МКП "Тулгорэлектротранс", где была справочная литература и журналы.

Опытный вагон Т-3YU, токоприемник расположен сзади
Опытный вагон Т-3YU, токоприемник расположен сзади

Немного краткой справки о сараевском трамвае. Колея 1435 мм - стандартная для европейских стран. Конный трамвай был открыт в 1885 году, спустя десять лет линия была электрифицирована. Необычной была колея - 760 мм. Система была перешита на стандартную европейскую колею лишь в 1960 году. Во время боевых действий в начале 90-х сильно пострадал, восстановлен был в 1993 - 1994 годах. В современное время протяженность трамвайной сети составляет 10,7 км и связывает районы Башчаршия - центр и Илиджа - один из пригородов Сараева. Фактически состоит из одной главной линии, которая проходит через оживленные улицы (Bulevar Meše Selimovića), через центр старого города до конечной Башчаршия и обратно. Имеется лишь одно небольшое ответвление. Но при этом на такой сети действует целых 7 маршрутов.

Такие кадры хроники из Сараево мелькали в начале 90-х, пострадавшие во время боевых действий трамваи, обратите внимание токоприемники расположены сзади вагонов
Такие кадры хроники из Сараево мелькали в начале 90-х, пострадавшие во время боевых действий трамваи, обратите внимание токоприемники расположены сзади вагонов
Пострадавший во время боевых действий трамвай, фото smokerbarbqbestquality.blogspot.com
Пострадавший во время боевых действий трамвай, фото smokerbarbqbestquality.blogspot.com

Однако не только самой первой колеей, принятой в системе, необычен был сараевский трамвай. В начале 90-х, просматривая публикации в печатных СМИ или кадры из осажденного города, обратил внимание на то, что "Татры" то в городе необычные. Токоприемники (пантографы) у вагонов были расположены в задней части. В Сараево в те годы работали трамваи К-2YU. Смотрелось сие необычно, поскольку во всех остальных городах пантографы располагались в передней части вагона и только в Сараево в задней. Кстати, тут можно было отметить еще Ригу, где у "Татр" взамен пантографов использовалась штанга.

Вагон с пантографом сзади, переживший боевые действия. фото рубежа 90/00-х, источник сайт http://ymtram.mashke.org/, автор Юрий Маллер
Вагон с пантографом сзади, переживший боевые действия. фото рубежа 90/00-х, источник сайт http://ymtram.mashke.org/, автор Юрий Маллер
А это вагон РСС в Сараево  и тоже токоприемник сзади
А это вагон РСС в Сараево и тоже токоприемник сзади

Почему так было реализовано, можно лишь предположить, что пантограф опускался вручную с улицы и его расположение сзади было удобным для таких манипуляций. Также, возможно, это была традиция, которая началась с подержанных трамваев РСС, закупленных в свое время Югославией и которые также работали в Сараево.

Вагон с пантографом сзади, переживший боевые действия. фото 2002 г., источник сайт СТТС, автор Ferdinand Huizer
Вагон с пантографом сзади, переживший боевые действия. фото 2002 г., источник сайт СТТС, автор Ferdinand Huizer

В Риге штанговый токоприем сохраняется до сих пор, правда идет постепенный переход на пантографы (полупантографы), а вот Сараево лишилось своей изюминки, после модернизации трамваи получали стандартное расположение токоприемника - в передней части вагона. Но как бы то ни было, такой интересный факт в истории сараевского трамвая был.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ МАТЕРИАЛОВ КАНАЛА В НЕКОТОРЫХ ГРУППАХ СОЦСЕТИ ВК БЕЗ ССЫЛКИ И ДАЖЕ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА. КАК МИНИМУМ ПРОШУ ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРА!

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Сколько всего сохранилось трамвайных вагонов модели КТМ-1

Первый российский трамвай с алюминиевым кузовом

Трамвайный вагон модели БКМ-802

-7