Найти тему
НУАР-NOIR

Детская кантата, погружающая в сумрак Венеции

Или почему в триллере «Кто видел её смерть» очень важна музыка?

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)
Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)

Есть в связи с итальянскими городами устойчивые криминальные ассоциации, что не хорошо, не плохо. Они просто есть. Мафия – Палермо. Уличная преступность – Неаполь. Эстетствующие маньяки – Флоренция. Мрачные тайны, связанные с обращением и чем-то потусторонним, вызывают в памяти Венецию.

В итальянском кинематографе чуть было даже не сложился особый поджанр – «венецианский триллер». Мы рассказывали о фильме, который можно смело отнести к этому явлению, «Потерянная душа» (1976). Однако ленту «Кто видел её смерть» (1972) было бы логично причислить к привычному джалло, хотя режиссер Альдо Ладо всегда пытался вырваться за рамки его канонов, образованных с одной стороны насилием, с другой стороны эротизированными сценами.

Афиша фильма «Кто видел её смерть» (1972)
Афиша фильма «Кто видел её смерть» (1972)

«Кто видел её смерть» - фильм в высшей мере удивительный, хотя его сюжетная линия не отличается какой-то оригинальностью. Тут более важен монтаж и музыкальное сопровождение. Музыку к фильму создал Эннио Морриконе, в том числе как бы детскую кантату, которая начинает звучать, когда в сюжете фильма возникает опасность. А именно «старуха в чёрном», которая убивает детей.

Симбиоз опасности и кажущейся на первый взгляд невинной музыкальной темы был позаимствован и доведен до совершенства из ленты гениального Фрица Ланга «М - город ищет убийцу» (1931). В нём охотящийся на детей маньяк, начинает насвистывать «В пещере горного короля» Эдварда Грига, когда оказывается во власти своих «тёмных демонов».

Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)
Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)

Однако в разбираемом нами случае каната звучит столь надрывно, что возникает ощущение, будто бы пропавшие дети кричат: «Будь осторожна!!!» Когда это музыкальное произведение звучит в первый раз, то, кажется, что ничего не предвещает ужасного. В прологе к фильму девочка едет на санках по заснеженному склону, но вы уже своей интуицией постигаете, что она мчится навстречу смерти.

Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)
Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)

Затем основное действие переносится в Венецию, куда прибывает к своему отцу, известному скульптору, маленькая девочка. Её должна была сопровождать мама, однако та предпочла задержаться в Лондоне. Вы в тайне (как зритель) будете надеяться, что авось, «обойдется»; тем более, что режиссер подкидывает вам такие ложные надежды. Увы-увы… Не обойдется. Тело девочки обнаружат в одном из каналов.

Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)
Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)

Убитый горем отец, не поверит в силы полиции и сам займется поиском убийцы. Тут есть одна странность - мать погибшей девочки восприняла смерть излишне холодно; всю вину на себя, мол, недосмотрел, перекладывает сам отец, который начинает искать «чёрную старуху». Тем более что выяснилось – это не первое подобное преступление в Венеции.

Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)
Кадр из фильма «Кто видел её смерть» (1972)

Имеет смысл обратить внимание на актерский состав. Светловолосая Анита Стриндберг уже была одним из символов джалло. Юная Николлета Элми затем появилась в классике итальянского ужаса, фильме «Кроваво-красное». Но куда был более интересен Джордж Лезенби, который был самым неизвестным исполнителем роли Джеймса Бонда. Не слышали про такого? Тогда обратите внимание на фильм 1969 года «На секретной службе Её Величества»