Недавно произошли трагические события – от нас ушли два великих мудреца Торы, рав Мешулам Давид Соловейчик, глава ешивы Бриск, последний из сыновей рава из Бриска (рава Ицхака Зеэва Соловейчика), и рав Ицхак Шайнер, глава ешивы Каменец.
Уход этих праведников, в особенности рава Шайнера — повод задуматься об одной чрезвычайно важной теме. Ведь это был человек очень необычной биографии…
Рав Авраам Бендер несколько лет отвечал за функционирование слонимской ешивы в Польше. Но потом он переехал в Америку. В Нью-Йорке ему очень повезло: ему удалось вновь найти себе работу, связанную с преподаванием Торы. Он стал «мишелоахом» — человеком, который искал спонсоров для Нью-Йоркской ешивы «Рабейну Ицхак Эльханан».
В одну из поездок Святое Проведение натолкнуло его на неожиданную мысль: посетить один из дальних и не слишком фешенебельных районов города Питтсбурга (штат Пенсильвания).
Он навел справки и узнал, что в шестидесятитысячной питтсбургской общине есть всего лишь три семьи, на кашрут которых он сможет положиться. Он решил остановиться в доме семьи Шайнер.
Шайнеры были хорошими евреями из Галиции, которых голод и нищета вынудили переехать в Америку. Будучи преданным хасидом, его отец попросил разрешение на переезд у ребе из Чорткова. Ребе взял с него обязательство ни в коем случае, даже в самой отчаянной ситуации, не нарушать Шаббат. Так как в то время Суббота не была выходным днем, для людей, нуждающихся в работе, это было тяжелейшим испытанием. Его выдержали буквально единицы.
И вот, после Первой мировой войны, Шайнеры переехали в Питтсбург. В те времена там было много евреев, большинство из них — религиозных. Но основать в Питтсбурге настоящую еврейскую общину им не удалось, и еврейская жизнь в городе пребывала в состоянии упадка.
Для того, чтобы выполнить данное ребе обещание, отец семейства не стал устраиваться на работу. Вместо этого он открыл собственную пекарню и стал обеспечивать евреев кашерным хлебом. Понятное дело, в Шаббат пекарня не работала. 15 Ияра 5682 г. (11 мая 1922 г.) в семье Шайнеров родился мальчик, Исидор (Ицик) Шайнер. В городе не было ни одной еврейской школы, и когда мальчик немного подрос, его пришлось устроить в обыкновенную американскую «паблик скул» — общеобразовательную школу. Будучи способным и усердным ребенком, мальчик хорошо учился. Как настоящий американец, он очень увлекался бейсболом. Во второй половине дня он ездил на трамвае в Талмуд Тора. Позже рав Шайнер рассказывал, что все его учителя там были «просвещенцами», которые злобно высмеивали всё, что было связано с Торой и с иудаизмом.
В 5698 (1938) году, в возрасте 16 лет Исидор окончил «Пибади Хай Скул» и поступил в питтсбургский университет. Карьера профессора математики очень привлекала его…
И тут в дом Шайнеров приехал рав Авраам Бендер. Познакомившись с приятным и вдумчивым юношей, рав Авраам сделал ему совершенно неожиданное предложение: поехать учиться в ешиву! Разве его родителям приходило в голову, что есть такая возможность — послать мальчика в ешиву? Ешивы были в старом мире, в довоенной Европе. Кто в то время вообще говорил о том, что в Нью Йорке некоторые самоотверженные личности организовали несколько ешив? И тем не менее, предложение было сразу же принято. Рав Бендер забрал мальчика с собой.
«В Америке было пять миллионов евреев», рассказывал р. Шайнер, «и их в скором времени ожидало вымирание, как американских индейцев. Моя мама видела, как её соседи в результате смешанных браков теряли детей. Нет никаких сомнений, что меня спасли те слёзы, что она проливала, зажигая субботние свечи».
Ицхак начал учиться в ешиве «Рабейну Ицхак Эльханан» и очень преуспел там. Но тут вновь вмешалось Проведение. Мальчик страдал от астмы, и ему было необходимо отдохнуть от сырого нью-йоркского климата. На лето он поехал в горы, в лагерь «Кэмп Месивта» — лагерь ешивы «Тора во-Даас». Там он познакомился с учащимися этой ешивы и решил, что ему следует учиться именно там. В «Тора во-Даас» его первым преподавателем был рав Давид Бендер — сын того самого рава Бендера, который привёз Ицхака в Нью Йорк!
«На уроке у рава Бендера произошло что-то странное...