СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Развитие земледелия ставилось почти с самого завоевания края. Хлебопашество было в Удском остроге, Охотске, Ямске и в особенности на Камчатке, но неудовлетворительные результаты в большинстве этих опытов заставили отказаться от мысли обезпечить население местным зерновым хлебом. Общие климатические условия края и прибрежное положение большинства здешних селений оказались неблагоприятными для этого.
История Камчатского земледелия начинается с первой экспедиции Беринга и водворения пахотных крестьян в 1743 г. в Большерецке, Верхне-Камчатске и Нижне-Камчатске; Шмелёв избрал для хлебопашества Урочище Комитино, вблизи Машурского селения; Плеспор и Бэм приложили много трудов на расширение хлебопашества по Камчатской долине; Голенищев. Райнеке и Завойко продолжали эти опыты хлебопашества с неодинаковым успехом; при Бэме рожь родилась сам 11-ть, ячмень сам 12-ть. При других посевы погибали от утренников и инея.
Тучные травы, роскошные цветы и разные ягоды Камчатки (особенно долины р. Камчатки) с первых времен завоевания её русскими постоянно и вполне естественно наводили на мысль: возможно ли на Камчатке хлебопашество.
Опыты земледелия, более столетия производимые с значительными затратами труда и времени, доказали полную непригодность его на Камчатке, как в стране, где снег выпадает слишком рано, сходит поздно, и где, при туманах и ранних инеях, холодная роса, а нередко и морозы бывают даже в самой умеренной части полуострова, т.е. в долине р. Камчатки, во время цветения хлебов.
Результаты Камчатского хлебопашества за 170 лет говорят, что по климатическим условиям оно возможно только по реке Камчатке, между селениями Верхне-Камчатск и Ключевское, на весьма небольшой полосе, представляющей сухое место с богатым чернозёмом и не занятой сплошной зарослью леса.
Пространство, годное для земледелия, равно 30.000 десятин за вычетом болот.
В общем на Камчатке находится до 60-ти тысяч десятин земли, на которой возможно, в известных пределах, огородничество и производство опытов по хлебопашеству.
Огородничество. Гораздо больше имеет успеха огородничество, которое приносит в жизнь камчадала некоторое оживление переменой обыкновенной пищи.
Огородные овощи как: картофель, репа, морковь, капуста, свёкла и проч., распространены почти по всей Камчатке, за исключением Корякских поселков и Северных селений Камчатки, начиная с Кахтана и до Укй по обоим берегам. Отсутствие здесь огородничества объясняется не климатическими условиями, а нерасположением коряков к этому занятию и нелюбовью к огородным овощам.
Разработка огородов в Охотском уезде на каждую душу оседлого населения давала овощей в среднем (за 6 лет) 1,7 пуд., а в Петропавловском больше 3-х пуд.
Кроме огородничества Камчатка изобилует разными породами ягодника следующих видов: шикша, голубица, брусника, красная смородина, жимолость, рябина, малина, княженика и много других.
Следы недавнего прошлого, находимые теперь в целом ряде селений от Ключей до Мильково, указывают на то, что посевы злаковых, главным образом ячменя, имели по долине реки Камчатки довольно обширные размеры, но постепенно исчезли.
Исчезновение, объясняется главным образом малокультурностью населения, которое привыкло заниматься больше промыслом и вести кочевой и полубродячий образ жизни.
В общем и целом необходимо признать, что развитие земледелия на Камчатке носит до сего времени чрезвычайно жалкую форму; агрономическая помощь отсутствует; и несмотря на все старания ещё старого царского правительства привить земледелие попытки кончились весьма слабым результатом.
Животноводство и ветеринария. Отдалённейшая Камчатка до 1922 г. не избавилась от гражданской войны и её неизбежных последствий, в числе которых фигурирует чума рогатого скота.
Чума рогатого скота, неизвестна была на Камчатке с 1910 года, когда она была занесена из Владивостока пароходом. В течение 12-ти лет Камчатка была благополучна по чуме рогатого скота и в 1922 г. вновь повторился случай заноса этой болезни из Владивостока.
Незначительное количество рогатого скота в Камчатской губернии и в Петропавловске очень влияло на распространение эпизоотии чумы рогатого скота, от нее погибло 50% наличного количества. Болезнь не распространяется вглубь полуострова, благодаря отсутствию путей сообщения и отсутствию передвижения рогатого скота из Петропавловска вглубь страны.
Другие заразные болезни в 1922 г. не были зарегистрированы, но обычная и неизбежная болезнь — чума собак наблюдалась так же, как и в предыдущие годы.
Количество домашних животных на Камчатке по годам следующее:
1911 — 1.528
1914 — 1.558
1912 — 1.522
1915 — 1.631
1913 — 1.520
1922 — 1.600 (приблизительно)
Лошади имеются в Петропавловском, Гижигинском и Охотском уездах. Последний год, благодаря приезду и смене войск, в Петропавловск привезено было много лошадей.
В последние годы, стали больше заботиться о лошадях и дорожить ими на Камчатке.
Количество рогатого скота в губернии:
В 1915 г.— 3.174
в 1922 г. — 3.200
С 1914 г. до 1922 г. заразных болезней на рогатом скоте не наблюдалось.
Привоз рогатого скота в Приморской области был очень незначительный, при чем убой на мясо тоже не оказывал влияние на колебание наличного состава его. Потребление мяса незначительно на Камчатке и даётся главным образом Петропавловском. Уменьшение рогатого скота в некоторые годы могло зависеть от недостатка корма.
Откуда на 100 жителей приходится 11 лошадей и на 100 жителей — 24 головы рогатого скота.
Количество ездовых собак очень непостоянно и колеблется по всей губернии около 35 тысяч.
По уездам число ездовых собак распределяется в 1915 г.
Петропавловский 20.452
Чукотский 7.462
Охотский 4.689
Гижигинский 3.627
Анадырский 1.261
Командорский 333
37.829
Количество северных оленей в Камчатской губернии в стадах, всегда определялось на глазомер, приблизительно.
Вся обширная область внутри Чукотского полуострова и в верховьях реки Андырь, р. Белой, где кочуют оленьи чукчи, осталась необследованной до ceгo времени.
Предполагают, что в двух северных уездах Анадырском и Чукотском около полумиллиона северных оленей.
В 1915 г. было собрано только одних выпортков (т.е. шкур от только что родившихся пыжиков) более 10.000 штук — в Анадырском уезде.
Количество приплода в стаде насчитывается 30%. Можно предположить, что погибла 1/3 приплода, след. было приплода в 1915 г. 30.000 голов северных оленей.
Общее количество северных оленей в Анадырском округе — 100.000, В Чукотск. уезде значительно больше.
Поэтому 500.000 — не будет преувеличенным количеством на оба уезда.
Свиней не держат вовсе в Гижигинском и Чукотском уездах. Больше всего разводят свиней в г. Петропавловске.
Домашняя птица разводится на Командорских островах, в Петропавловске и Охотске.
Ввиду того, что за 1911–1915 гг. сведения собирались довольно точные, то на основании их можно вывести среднее количество с.-х. животных за эти пять лет.
[…]
Рогатый скот привозился для сельско-хозяйственных надобностей и для продовольствия военных пароходов.
Оленеводство составляет самую важную отрасль хозяйства и кочующих народностей Камчатской губернии. Кочевое, бродячее население составляет 41 проц. общего числа жителей Камчатской губернии, поэтому громадное значение оленеводства для несомненно. По количеству северных оленей Камчатская губерния занимает первое место.
[…]
Северный олень, водящийся в Камчатской губернии, имеет значение универсальное, его разводят во всех уездах, за исключением Командорского.
Два северных уезда, Чукотский и Анадырский, представляют исключительно область оленеводства, других сельскохозяйственных животных, кроме собак, там нет.
Северный олень — это богатство севера, при чем мясо его не используется до сего времени, благодаря тому, что доставка его иногда прямо таки невозможна. Для широкого и рационального экспорта оленины необходимо устройство консервных заводов в районе оленеводства. Следует упомянуть также о широких возможностях в губернии замшевого производства, которое здесь совершенно отсутствует и которое, на Печоре имеет колоссальное значение.
Продолжение следует