Найти тему
История моды с Марьяной С.

Наряд "Неизвестной" Крамского: мнение искусствоведа

Не могу не восхититься тем, как пылают и горят души у тех, кому категорически не нравятся мои тексты про костюм Неизвестной Крамского - и про шляпку, и про муфту... Больно, больно сознавать, что перед нами - не образец элегантности той эпохи! И ничто не может убедить этих людей - ни свои собственные глаза, которые отказываются видеть потёртую муфту, ни подробные объяснения, касающиеся шляпки...

Посягнули на святое! И бесполезно объяснять, что ты тоже очарована картиной. Что ничто из сказанного достоинств блестящей работы художника не умаляет.

И что дело исключительно в костюме, который НЕ является образцом изящного шика той эпохи, как нам внушают последние годы. И что неправильно делать выводы о героине, основываясь на том, что она одета по последней моде.

Ну что ж, давайте я тогда процитирую вам комментарий одной прекрасной дамы, Ольги Афанасьевой, оставленный к одной из статей. Он заслуживает внимания.

огда мой супруг был мальчишкой, его семья дружила с легендарным искусствоведом из Третьяковки Натальей Николаевной Усольцевой (вдовой племянника великой Ермоловой)".

"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons
"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons

Мнение не современного историка костюма, а сотрудника Третьяковской галереи вас устроит? Причём человека, для которого наряд, изображённый на портрете, был, в отличие от сегодняшних нас с вами, совсем недавним прошлым. Племянницы доктора Усольцева, который лечил Врубеля. Человека, для которого легендарная Ермолова была родственницей. Ровесницы XX века.

Так вот, прочитайте это мнение. И я хочу сказать большое спасибо Ольге Афанасьевой за то, что она им с нами поделилась.

"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

"В своё время эта картина скандализировала общество даже не потому, что Крамской дерзнул изобразить кокотку, а потому, что он дерзнул изобразить кокотку, как особу право имеющую. Таких женщин писать было допустимо, но в обличающем виде или в виде, вызывающим сострадание, но не так: дерзко и смело глядящими приличной публике в глаза. То, что это кокотка, современникам было абсолютно понятно хотя бы из того, что дама, пытающаяся выглядеть стильно, едет в коляске одна, без сопровождения, держит себя нескромно и неподобающе пристойной женщине. Она небогата, потому что вещи её хоть и элегантные, но явно знавали лучшие времена, и иных у неё нет, так как они очень изношены. А раз небогата, то на эту дорожку ступила не так давно, но весьма решительно. С её явной манкостью дама была бы более изысканно одета, если бы стала содержанкой какое-то время назад. Но она уже получила первые дары: золотые или позолоченные не слишком дорогие браслеты и роскошную брошь с жемчугами, причём, судя по состоянию пера, брошь новая. И именно эти дары указывают на то, что это именно кокотка, а не куртизанка. Куртизанка берёт деньгами, и первое, что она купила бы - это модную элегантную шляпку".

"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

А от себя добавлю: смотреть - не значит видеть. И если кто-то чего-то не видит, это не означает, что чего-то не существует. Сорян, как говорят мои племянники. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory