Найти тему

Безсмысленная жестокость в фильмах про Великую Отечественную Войну. Два советских фильма и один российский. 1-ая часть.

Здравствуйте, дорогие читатели Яндекс Дзен. Сегодня, мне хочется поговорить о такой теме, как безсмысленная и ничем не оправданная жестокость по отношению к персонажам фильмов про ВОВ. "А что, такое разве есть?" - спросите вы, удивлённо. И я отвечу "Да! К сожалению, такое есть". Давайте разберём, чтоб не быть голословными, три примера. Это два советских фильма и один региональный фильм, уже времён Российской Федерации (тобишь, нынешних времён).

Итак, пример № 1. Фильм "Женя, Женечка и "Катюша"" (СССР, 1967 год, режиссёр Владимир Мотыль). Трагикомичная история, типично "правильного интеллигента" с московского Арбата, Жени Колышкина (Олег Даль), попавшего на самую жестокую войну двадцатого столетия, чуть ли не со школьной скамьи. Однажды, в канун Нового Года, Колышкин отправился за посылкой. И надо же такому случится, "напоролся" на фашистский блиндаж. Отбится от врагов и добраться до своих, "живому недоразумению" Колышкину удалось. Но, гауптвахта неизбежна. И одно только скрашивает жизнь незадачливому красноармейцу Колышкину, в такой ситуации: он влюбился, в прекрасную связистку полка гвардейских реактивных миномётов Б-13 "Катюша" Евгению Земляникину (Галина Фигловская). И вот, после долгой разлуки, под самый конец Великой Отечественной Войны, Колышкин и Земляникина встречаются вновь. И счастливые, радостно и с масками на лицах, играют в прятки, в большом и пустом немецком доме. Но как оказывается далее, дом этот, не до конца пустой. В одной из комнат этого дома, Земляникину убивает, двумя выстрелами из пистолета Люгер Парабеллум, неизвестно как и из-за чего оставшийся там, немец. Колышкин, быстро убивает этого немца. Но увы, произошедшую минуту назад трагедию, это быстрое уничтожение фашиста, не "перематывает назад". Женя Земляникина мертва. И победу в Великой Отечественной Войне, благополучно дошедший до Берлина, Евгений Колышкин, встречает уже не сильно то и радостно.

Вот такая вот, красивая и печально закончившаяся история любви добрых и искренних молодых парня и девушки, на фоне Великой Отечественной Войны, отлично показанная на экранах советских кинотеатрах, в конце 60-ых годов 20-го века. Она не основана, на каких-то реальных событиях. Поэтому, согласитесь, почему бы не закончить такую искреннюю и по-доброму наивную историю фронтовой любви, как у Колышкина и Земляникиной, на счастливой ноте? Ан нет, нельзя. А знаете почему? А всё потому, что создатели этого фильма, гибелью Жени Земляникиной (а в первом варианте сценария, кстати, возлюбленная Колышкина, не погибала), решили напомнить советским зрителям, насколько страшна война. И как она может, разрушить людское счастье, "на пороге" окончательной победы этого самого счастья.

А вот теперь, внимание! Год выхода данного фильма на экраны кинотеатров, 1967-ой. 22 года, с момента, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной Войны, это СЛИШКОМ мало для того чтобы забыть такое. Это, знаете ли, не пьяная драка в пивной. Это война. Война, где решался вопрос, даже не смены госстроя в стране, а вопрос, будет ли русский народ, существовать физически? Поэтому, советское "поколение шестидесятых", НЕ НУЖДАЛОСЬ в специальном напоминании о том, насколько страшна была прошедшая война. Они всё это, испытали на себе. Это было их нервом, их живой памятью. Тогда, ещё были НАСТОЯЩИЕ ветераны Великой Отечественной, а не позорные ряженые уроды, вроде Льва Гицевича или Шалпан Гриняевой. И настоящие ветераны ВОВ могли, очень даже хорошо, рассказать что такое война. И почему, это невероятно страшно.

Кроме того, есть ещё один "нюанс". Тот дом, в котором, вот так вот неожиданно погибла Женя Земляникина, по сюжету фильма, в дальнейшем, планировалось использовать как месторасположение штаба советской стрелковой воинской части. А вот теперь, представьте такую "картину": Земляникина, не сражена попаданиями двух девятимиллиметровых пуль в грудь. У Колышкина и Земляникиной, всё замечательно. Но вот этот вот немец, который невесть для чего (простите за выражение) шлындался по абсолютно безлюдному дому, вот примерно так же, убивает какого-нибудь полковника или генерала РККА. Согласитесь, что если приглушить на время, эмоциональную составляющую, то гибель от рук врага, полковника РККА, нанесёт этой самой РККА, гораздо больше урона чем гибель обычной связистки (гибель которой, по сути, грозит только временным снижением морального духа её сослуживцев по полку "катюш", но в общем и целом, существенного урона боеспособности этого полка, не наносит).

Вот именно чтобы исключить подобные "сюрпризы" от врага, потенциально пустые дома на немецкой земле (того, естественно, времени), которые планировалось использовать для целей РККА, тщательнейше проверялись. И притом, не только сапёрами, на предмет заложенных мин, но и специальными "командами зачистки". Задачами таких команд, было "прочесать" весь дом, чуть ли не от фундамента до флюгера на крыше, на предмет нахождения в нём вот таких вот "забытых" вражеских солдат и/или офицеров. А далее, либо взять их в плен, либо уничтожить. Поэтому, в реальности, военнослужащих РККА вряд ли пустили бы вот так вот свободно, в непроверенный дом, да ещё и почти без оружия. Даже если этот дом, вроде как, полностью пустой и необитаемый. И это не говоря о том, что в любой момент что Земляникина, что Колышкин, рисковали "навернуться" с какой-нибудь подломившейся лестницы (дом то, старый) и пересчитать себе все рёбра. А то и шею сломать. Что грозило бы, если не мгновенной смертью от перелома шейных позвонков, то инвалидной коляской до самого конца жизни.

Вот и получается, что Булат Шалвович Окуджава (автор сценария к данному фильму), проявил ненужную жестокость. Вот и получается, что СОВЕТСКИЕ режиссёры и СОВЕТСКИЕ сценаристы, держали советских же зрителей, за маленьких неразумных детишек. Детишек, которым, как слабоумным постоянно надо было напоминать о том, что война - это плохо и страшно. Что война может, вот так вот неожиданно и жестоко оборвать такую чистую и наивную любовь двух молодых людей.

И это плохо, друзья. Это плохо, потому что такие мутации, менее очевидны, чем например, откровенная русофобия из недавнего фильмца "Зоя". Откровенная русофобия, где на затаившуюся в засаде "Зою Космодемьянскую", культурно говоря, мочится один из фашистов. Где "Зоя Космодемьянская", идёт на фронт, сражаться с врагом, только после гибели на войне, своего возлюбленного (наверное, если бы он не погиб, "Космодемьянская", так и сидела бы у мамы за печкой). Где "Зоя Космодемьянская", сражается не за Родину, и не за свой народ, а за "трамвайчик от Сокольников до Стрешнево и за булочку ржаную! Горячую такую.. знаешь... прямо из печи". Мутации в советских фильмах, менее очевидны, потому что в нас ещё жив, своего рода догмат, что раз фильм о войне, советский, то хрени и несоответствий реальной жизни, в нём быть не может. Мы не замечаем, что например в фильме "Звезда", по одноимённой повести Эммануила Казакевича, советская разведгруппа с позывным "Звезда", принимает свой последний бой с фашистами, когда те обнаруживают разведгруппу, ночующую на чердаке сарая. Эммануил Казакевич, и сам бывший разведчик (да не просто рядовой разведчик, а капитан РККА и помощник начальника разведотдела 47-ой армии), должен был знать, что сараи и их чердаки, НИКОГДА не использовались советскими разведгруппами, для ночёвки при выполнении боевого задания. Ибо в таком строении, врагу легче всего, окружить и уничтожить эту разведгруппу. Или, например, вот этот "пассаж" с радисткой штаба дивизии Катей, которая влюблена в лейтенанта Травкина, командира "Звезды" "И, полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление.". Что значит "И никто не смел снять рацию с приёма"? А если бы, эта Катя, бесконечно вызывая "Звезду", осознала бы вдруг, что разведгруппа, командиром которой является её любимый, уничтожена, и именно поэтому уже не может никому ответить в радиоэфире? И после этого, она, радистка штаба дивизии, сошла бы с ума. Как потом, командир этой самой Кати, взглянул бы в глаза её родителям? Как он, после такого, смотрел бы на собственное отражение в зеркале? Или война все грехи спишет? Так вот, НЕТ! Ничего война не спишет. Ни малодушия, ни трусости, ни неспособности в нужный момент, проявить свои командирские волю и приказ, который твоя подчинённая будет обязана выполнить.

Ладно, на этом, пора закончить первую часть данной статьи. Иначе, можно уйти в совсем уж далёкие и непроходимые "дебри". ЗДРАВЫЕ обсуждение и дискуссия по данной части этой статьи, приветствуются. Вторая часть данной статьи, будет напечатана и выложена на канал, 27.04.2021-го года.