Найти в Дзене

Обязательно ли предъявлять паспорт в магазине при возврате или обмене товаров

Возвращаемся к циклу статей о правах потребителей. Я уже немало написал о том, как обменивать и возвращать те или иные товары: обычные, технически сложные, купленные дистанционно и т. д. Вспомнилось, что в моей практике был один интересный случай. Обратился клиент с вполне стандартной проблемой: хотел вернуть в магазин сломавшийся товар. В магазине товар осмотрели, признали брак и согласились вернуть деньги. Однако продавец потребовал у клиента предъявить паспорт. Вот тут и нашла коса на камень. Паспорт клиент предъявлять отказался под предлогом «Я не обязан, и вообще не хочу его показывать кому попало». На это магазин ответил, что без паспорта оформлять возврат не будет. Разбираемся, кто же прав. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков! Зачем вообще в магазине спрашивают паспорт при возврате или обмене? На самом деле требуют паспорт продавцы не ради развлечения — всё дела в правилах, установленных ФН
Оглавление

Возвращаемся к циклу статей о правах потребителей.

Я уже немало написал о том, как обменивать и возвращать те или иные товары: обычные, технически сложные, купленные дистанционно и т. д. Вспомнилось, что в моей практике был один интересный случай.

Обратился клиент с вполне стандартной проблемой: хотел вернуть в магазин сломавшийся товар. В магазине товар осмотрели, признали брак и согласились вернуть деньги.

Однако продавец потребовал у клиента предъявить паспорт. Вот тут и нашла коса на камень. Паспорт клиент предъявлять отказался под предлогом «Я не обязан, и вообще не хочу его показывать кому попало». На это магазин ответил, что без паспорта оформлять возврат не будет.

Разбираемся, кто же прав.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Зачем вообще в магазине спрашивают паспорт при возврате или обмене?

На самом деле требуют паспорт продавцы не ради развлечения — всё дела в правилах, установленных ФНС и банками.

Просто так оформить возврат денежных средств из кассы или с расчётного счета на карту клиента нельзя. Для этого необходимо документальное обоснование — на основании чего магазин вдруг решил перевести некоему гражданину энную сумму.

Требование выглядит логично. А вот когда возврат идёт наличными, составляется письменное заявление, куда помимо причины вывода денег, указываются и полные паспортные данные покупателя.

При этом если вы платили безналично и вернуть деньги требуете на карту, то паспортные данные скорее всего не потребуются.

Что касается письменного заявления, то в дальнейшем хранится в магазине на случай проверки. Но при этом нет гарантии, что вашими паспортными данными не воспользуются мошенники или кто-то недобросовестный из персонала.

Однако при налоговой проверке это заявление наверняка потребуется, и если в нём не будет паспортных данных — к бизнесу могут быть вопросы, куда ушли деньги.

Так надо ли предъявлять паспорт?

Действующий закон «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо требований на этот счёт. Отсюда можно сделать вывод, что требование паспорта при возврате товара — незаконно.

Закон также не содержит норм, которые позволяют магазину ставить условия при выполнении требований потребителя. Более того, стоит помнить, что возврат и обмен в оговорённых законом случаях — это обязанность магазина, а не право.

В случае если магазин отказывает в оформлении возврата, а паспорт вы предъявлять совсем не хотите, то можно обращаться даже в суд — подобные прецеденты уже были, и суды встали на сторону покупателей.

Вот такое вот получается противоречие в действующем законодательстве. Требовать у вас паспорт при возврате товара магазин не имеет права, но без паспортных данных у него могут быть проблемы.

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********