Согласно взглядам Карла Юнга (основателя аналитического направления в психологии), каждая мандала, а значит, по сути, круг, созданный руками человека – это символический представитель процесса его индивидуации (реализации его потенциала).
Основной мотив сакрального круга (так тоже называют мандалу) являет собой «центральный пункт в психике , с которым все связано, посредством которого все организовано, и который сам по себе является источником энергии. Энергия этой центральной точки проявляется в почти непреодолимом стремлении и потребности стать тем, кто Я есть, поскольку каждый организм движим тем, чтобы, невзирая на обстоятельства, обрести форму, которая характеризует его природу. Этот центр ощущается и мыслится не как Эго, но, если можно так сказать, как самость – self».
Поэтому когда вы берете в руки инструменты (краски, карандаши, маркеры, ручки…) и создаете свою персональную мандалу – вы рисуете собственный внутренний мир: в настоящий его момент; здесь и сейчас. Тогда мандала становится уже не просто изображением, а отражением вашего состояние , Самости (баланса сознания и бессознательного во «вселенной» вашей психе; центром психической полноты и цельности человека).
Так вы показываете самому себя свое Я, вне социума, без масок и защит – свою истину, свою духовную сущность – себя Настоящего.
В безопасности и принятии.
Мандала отвечает на экзистенциальные вопросы: Кто я? Где я? Откуда я? Куда я?
И уже при честном ответе (самому себе) на первые два из них у вас происходит переоценка (проблемной) ситуации.
Это и дает мощный психотерапевтический эффект в практике.
Но к этому нужно придти.
Абстрактность понятия мандалы в психологическом знании
Не сомневаюсь, что значение мандалы в терапевтической практике адептами естественнонаучных подходов воспринимается, словно архаичная бредятина.
Но, как специалист (а не эзотерик или приверженец мистицизма), я полностью отдаю себе отчет в том, что есть в психологии вещи, которые (наряду с эмпирическими данными) недостаточно просто «потыкать палкой» для понимания их функционала.
Есть в психологическом знании понятия и конструкты, которые имеют более глубинную природу для того, чтобы быть «измеренными», опираясь лишь на причинно-следственные связи.
Есть то, что следует рассматривать с позиции общечеловеческого опыта, с позиции культурно-исторических аспектов «цивилизационной спирали» – филогенетического развития человека.
Многие ответы на важные вопросы по умолчанию заключены в человеческую природу, в сознание человека. Это во многом формирует его главную «загадку» – вопросы, касающиеся души, которые редко принимают во внимание естественнонаучные направления психологии, делая упор на поведение и принципы мышления человека.
Но я считаю, что здесь важен мультимодальный подход – не исключающей, а сопоставляющий базисы разных направлений.
Психология априори не может игнорировать понятие души и проживание человеком «сложных состояний» – трансцендентальных, неоднозначных. Ведь это во многом ее суть, как знания; предмет ее исследования. Где есть вопросы о психике, есть вопросы и о душе.
А значит, нельзя игнорировать концепцию мандалы в качестве «иллюстрации», «проекции» человеческих «глубин», их динамики – функционала человеческой души.
Символика и значения мандалы (13 стадий Большого круга мандал Джоан Келлогг)
Все воплощенные на бумаге детали мандалы имеют смысл.
Например, движение по часовой стрелке может отражать процесс осознания материала бессознательного создателем рисунка. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, то стоит рассматривать это, как процесс психического регресса.
Любые изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности – посредством работы с мандалой вы можете фиксировать эту динамику.
Существует множество классификаций и интерпретаций символики сакрального круга.
Один из самых подробных, при этом удобных и доступных широкому кругу – вариант, разработанный американским арт-терапевтом, психологом и художницей Джоан Келлогг.
Ее концепция понимания терапевтической мандалы названа Большим Архетипическим Кругом Мандал и состоит из 13 (12 + отдельная 0 стадия) стадий развития психики, отображаемых, соответственно, в 13 типах мандал (см. рис. 1 и рис. 2).
Почему стадии? А, например, не символы или значения?
Чтобы понять психологическое содержание мандалы, нужно учитывать все, что в нее включено – как цвета и оттенки, так и формы. Соответствия в чистом виде редко встречаются. Но все особенности созданного круга имеют свои вариации, у них есть динамика, и они при этом могут сочетаться между собой, образуя целостную «картину» – это некие архетипические этапы пути, которые проходит человек (как здоровая личность, так и патологическая).
Учитывая обозначенный принцип динамики (путь есть динамика), верно воспринимать символику мандалы, как стадии.
Важно отметить, что любая мандала всегда отражает психическое состояние ее создателя в тот или иной момент его развития (то есть это может быть как настоящее, так и прошлое). Эта, другими словами, «карта», состоящая из множества аспектов опыта человека, некоторые из которых ему только предстоит познать в будущем, так как многое хранится в бессознательном без проникновения в осознанность.
Эксперты в практике с мандалой выделяют три базовых уровня работы с ней – биографический, культуральный, архетипический – Келлогг в своей концепции акцентируется на третьем уровне.
Джоан Келлогг убеждена, что с помощью сакрального круга достигается гармонизация личности – стабилизируются отношения между Эго (то, что дано личности) и Самостью (то, к чему личность стремится).
А чем согласованней эти отношения, тем полноценнее развита личность человека.
Циркулярные изображения при создании мандалы – продукт спонтанной творческой «энергии», деятельности человека, даже если он рисует ее по инструктажу в рамках терапевтической работы с психологом .
Это арт-терапия с глубоким смыслом и контекстом – в ней не может быть буквальных и простых значений.
Сегодня, друзья, мы начнем знакомиться с концепцией Келлогг подробнее и рассмотрим с вами нулевую стадию мандалы – «Чистый свет».
«Чистый свет»: 0 стадия мандалы
Данная стадия (см. рис. 3) выглядит, как простая окружность (с границами или без); отражает начало и конец – центр всего.
Такая символика, отражающаяся и преобладающая в изображении мандалы, служит преимущественно, как матрица, для дальнейшего развития личности человека.
В зрелости (кризисные этапы на пути становления человека; «темные ночи души») она может быть интерпретирована, как переоценка приоритетов, смена устоев, взглядов – переосмысление былого, ранее значимого.
Это стадия, в которой нет ничего, и одновременно содержится сразу все: то, откуда мы приходим, и куда однажды снова возвращаемся (значение этих слов вы можете понимать сейчас так широко/узко, как вам будет наиболее адаптивно).
Нулевая стадия мандалы транслирует отсутствие форм, определенности, зато – максимум «начал», а значит, и максимум выборов, стартов для чего-либо.
Стадия также символизирует такую первичную, базальную дуальность (двойственность), как свет и тьма, хорошее и плохое, все и ничего, верх и низ и т.д.
Она является, своего рода, и образом «зачатия», «зарождения» побудительной силы, которая присутствует в пра-памяти у каждого из нас в (часть знания из коллективного бессознательного).
В некоторых случаях мандалы нулевой стадии отождествляются только с какой-нибудь одной из сторон двойственного опыта – допустим, с энергией света, жизни, потенциала, зарождении чего-либо нового.
При этом «теневая» сторона ассоциируется с покоем, константностью. Но в обоих вариантах процесс не имеет ни пространства, ни времени. Это важная особенность, во много определяющая корневое значение нулевой стадии.
Слова раввина Дова Бера (был учеником рабби Исраэля Баал - Шем - Това, основателя хасидского иудаизма Дов Бер из Межирича; считается первым систематическим представителем мистической философии, лежащей в основе учения Баал Шем Това Дов Бер из Межирича) подчеркивают специфику стадии: «Прежде чем из яйца появится курица, оно должно перестать быть яйцом. Всякая вещь должна утратить свою изначальную идентичность, прежде чем она станет чем-то иным. Поэтому, прежде чем вещь превратится во что-то иное, она должна пережить состояние небытия».
«Чистый свет» отлично передает такой необыкновенный и глубокий опыт – быть «ничем» пред грядущими изменениями; емкий образ.
При интерпретации символики мандалы в этой стадии важно и то, как создатель рисунка сам вербализирует свои ассоциации.
Здесь можно наблюдать связь со словами: энергия, невесомость, вибрации, отсутствие, пустота, наполненность, время, пространство, совместное, темно, светло, тихо, шумно, конец, единство, творчество, отрицание, начало, неописуемое (аналогия с Нети-Нети – медитация через отрицание в индуизме; мантра).
Рисунок «Ничего» – вот, как еще можно обозначить символику стадии «Чистого света».
Это был вводный материал в цикле о символизме мандалы по концепции арт-терапевта Келлогг.
А в следующей статье мы разберем первый символ (следующий за нулевым) – стадию, которая называется «Пустота» или «Вход».
____________
Друзья, подписывайтесь на мой канал , присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK , где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
____________
Если вы хотите узнать, что означает сон, который вас интересует, смущает, пугает, преследует, или который, возможно, несет для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее самостоятельно растолковать, то я помогу вам понять смысл «послания» с помощью юнгианского анализа (психологического анализа сна по Юнгу).
Обращайтесь!
Хорошего всем дня!