Здравствуйте!
Я хочу поделиться с Вами историей, которая в свое время произвела на меня очень большое впечатление и оставила неизгладимый след в моей памяти, а также повлияла на мое восприятие диабета.
В 2006 году американский врач Питер Аттия работал хирургом-стажером, когда на одном из ночных дежурств на скорой помощи к нему на осмотр доставили женщину с диабетической язвой на ноге. Ее состояние было тяжелым, нога буквально гнила. Естественно встал вопрос об ампутации конечности, на который П. Аттия дал положительный ответ, более того, он настаивал на этом. Однако, с его же слов, в этот момент он ощущал по отношению к данной женщине не что иное, как чувство презрения. Женщина на протяжении нескольких лет страдала диабетом второго типа и была очень полной. Причина ожирения для врача была очевидной – переедание и недостаток физической активности. В голове врача сидела мысль о том, что пациентка сама во всем виновата, в ее силах было изменить ситуацию, однако, она для этого ничего не сделала, не позаботилась о себе и как результат – она оказалась в больнице и ее нога будет ампутирована.
Врач признает, что был молод и подвержен юношескому высокомерию, он был уверен, что все знает о жизни и судьбе этой женщины: она много ела, поэтому и заработала диабет, который и привел ее на больничную койку. Данные аксиомы он не ставил под сомнение. Диагноз поставлен, решение принято… Сам врач, к слову, вел здоровый образ жизни, правильно питался и был спортивным.
Три года спустя, по иронии судьбы, на месте пациента оказался сам
П. Аттия. К этому времени, без видимых на то причин врач неожиданно набрал в весе и у него развилась инсулинорезистентность (устойчивость организма к вырабатываемому инсулину). Это был тревожный звонок, сообщивший о развитии преддиабета, который мог перерасти и в диабет, со всеми вытекающими последствиями.
Обладая знаниями в области медицины, врач радикально сменил свое питание, и, в совокупности с физическими нагрузками, это привело к снижению его веса на 18 килограммов. Постепенно, инсулинорезистентность снизилась и, в последствии, исчезла совсем.
Однако врача стал интересовать вопрос: как это могло случиться с ним, ведь он же все делал правильно? Он следовал всем убеждениям о правильном питании и был активен физически. В его случае общепринятое утверждение о том, что причиной инсулинорезистентности является ожирение не сработало, а даже наоборот, от инсулинорезистентности у него стало развиваться ожирение.
Врач предположил, что ожирение – не причина, которая ведет к инсулинорезистентности, а ее следствие. Таким образом, по его мнению, ожирение является лишь симптомом, по которому следует распознавать и диагностировать более серьезную болезнь. Получается, что современная медицина уделяет огромное внимание лечению симптома, игнорируя причины его развития.
Врач привел наглядный пример: представьте, что Вы ушибли голень о неудачно поставленный журнальный стол, и у Вас появился синяк, который болит и доставляет Вам неудобства. Сам синяк – не проблема, а нормальная, здоровая реакция организма. Однако что будет, если все усилия – материальные, исследовательские и иные, мы направим на лечение синяков, но при этом будем игнорировать причину его появления – расположение журнального столика. Насколько больше было бы смысла просто его переставить и раз и навсегда забыть о синяках. Это вопрос причинно-следственной связи. По его мнению, возможна такая же ошибка имеет место и в вопросах ожирения и сопутствующих ему заболеваниях.
В качестве доказательств своей теории, он приводит следующие факты:
1. Около 30 млн. американцев, страдающих от ожирения не имеют инсулинорезистентность и диабет.
2. Около 6 млн. американцев с нормальным весом имеют инсулинорезистентность и риски развития диабета.
Возможно, медицина ведет борьбу не в том направлении, более того, перекладывает вину развития инсулинорезистентности и вытекающих из этого состояния болезней на ожирение и самих пациентов. Таким образом, он ставит под сомнение фундаментальные представления об этой болезни.
Свою теорию врач П. Аттия сформулировал следующим образом, избыточное потребление сахара в любом виде может привести к ожирению и диабету, однако через инсулинорезистентность, а не через переедание и отсутствие физической активности. Если ожирение не более чем побочный симптом инсулинорезистентности, что хорошего может принести борьба с симптомом?
Свою инсулинорезистентность он поборол именно исключив из рациона продукты, содержащие сахар и снизив количество потребляемых продуктов, содержащих углеводы. Такие выводы могут быть субъективны, однако это не делает их неверными. Все это требует дальнейших проверок и исследований, однако отвергать полученное новое знание только на основании того, что уже имеется сложившаяся система убеждений и ценностей в области медицины как минимум глупо и недальновидно. Затронутая проблема слишком важна, чтобы просто ее игнорировать.
В настоящее время врач П. Аттия является доктором медицинских наук, он и его единомышленники занимаются исследованиями в данном направлении. Он искренни верит в то, что наступит день, когда пациенты смогут сбросить лишние килограммы и вылечиться от инсулинорезистентности. Но наступит это только тогда, когда врачи сбросят лишний груз с их сознания и вылечат себя от сопротивления новым идеям, чтобы вернуться к главным идеалам – беспристрастности, смелости отказаться от идей, которые перестали работать и пониманию того, что научная истина – не конечный результат, а постоянно развивающейся процесс.
Возвращаясь к ситуации с той женщиной, врач говорит, что как специалист, он предоставил ей всю необходимую медицинскую помощь, но, в то же время, признает, что как человек, но ее подвел. Она не заслуживала его осуждения и призрения, ей было нужно его сочувствие и сострадание. Он пришел к выводу, что, возможно, это не пациентка подвела систему, а наоборот, система, частью которой являлся сам
П. Аттия, подвела ее. Врач искренне признал свою ошибку и попросил прощения.
Будьте здоровы и счастливы! Всем удачи!
Статья составлена на основе следующего источника: https://www.youtube.com/watch?v=UMhLBPPtlrY.