Минари / Minari (2020)
продюсеры: Кристин О, Деде Гарднер, Джереми Клейнер, Джошуа Бечов, Брэд Питт, Стивен Ян
режиссер: Ли Айзек Чун
сценарий: Ли Айзек Чун
оператор: Лаклан Милн
музыка: Эмиль Моссери
в ролях: Стивен Ян, Хан Ёри, Алан С. Ким, Ноэль Кейт Чо, Юн Ёджон, Уилл Паттон и др.
О чем фильм?
Минари это съедобная дикорастущая трава, которая в Корее используется как самостоятельное блюдо или в качестве дополнительной пряности. (Для аналогии на ум приходит разве что щавель, хоть минари и из семейства зонтичные). Эта трава является традиционной для национальной кухни Кореи. Именно ее решил выращивать главный герой Джейкоб Ли (играет Стивен Ян) на полях своей свежекупленной земли, в надежде продать потом ее в азиатско-ориентированные магазины сородичам-иммигрантам. Все действие происходит в 80-е годы.
Переехал он из Калифорнии в Арканзас вместе с женой и двумя детьми, поселившись в доме на колесах, по форме больше напоминающий длинный вагон. Чему недовольна жена, оказавшаяся вдали от привычной городской среды. Она упрашивает поселить к ним тёщу, бабушку Сунджа (в исполнении Юн Ёджон). Ведь пока они не встали на ноги, им необходимо подрабатывать на местной куриной ферме (там они разглядывают задницы цыплят, чтоб отсортировать петушков от курочек). Детям же необходим присмотр, особенно за малышом Дэвидом (Алан С. Ким), ведь у него больное сердечко и в любой момент может случится трагедия.
Это все завязка истории, а далее нас ждут победы и поражения на фермерских полях, где кроме минари выращиваются другие овощи национальной кухни Кореи. Еще нас ждет запоминающийся персонаж - напросившийся в помощники американец Пол, участник Корейской войны и истово верующий человек, который по воскресеньям тащит огромный крест по примеру Христа. А так же мелкие и крупные конфликты внутри семьи.
"Минари" сделан корейцами и на корейском языке (в основном), но на американской земле и с классическими культурными традициями о великой американской мечте. То, что фильм корейский выдает и мужецентризм истории - протагонистом истории является глава семьи, он же старший мужчина в роду (в корейской культуре это дополнительная ответственность за благополучие кровных родственников), а в качестве основного препятствия выступает не только другие климатические условия, но и жена Моника Ли (Хан Ёри), которой привычнее жить в городе, а не где-то в глуши. Вместо моральной поддержки, она то и дело норовит драматизировать ситуацию, отговорить от затеи. Но главный герой упрямый, не верящий ни в бога, ни в черта, а только в силу своего ума и трудолюбия - продолжает свое дело. Готовый идти до конца, даже если останется один.
Само собой в современном Голливуде женоненавистничество неприемлемо в принципе, здесь же острые углы сглажены, соблюден баланс - героиня имеет свои положительные и отрицательные черты, а ее желание уехать объясняются поначалу элементарным беспокойством за благополучие семьи, и в частности озабоченностью здоровьем малыша. Правда на проверку все оказывается более банально - ей не хватает внимания. Моника чувствую свою второстепенность для Джейкоба, он больше увлечен своей землей и своим огородом, чем семьей. Она помогает ему в повседневных делах, дает шанс его мечте, но не готова мириться с тем, что семья окажется для него на вторых ролях. Моника заявляет, что хочет быть более важной для Джейкоба, чем овощи с грядки.
И все же мужецентризм корейской культуры то и дело проскальзывает в истории. К примеру, персонаж дочери больше похож на героя-функцию, нам о ней толком ничего не рассказывают, она просто присутствует в истории, иногда помогает двигать историю. Такой функциональный прагматизм отражает отношение к девочкам в азиатской семье.
Несмотря на все "но", фильм "Минари" является продолжателем традиционной американской культуры. Это фильм о Великой американской мечте, точнее о пути к ней. Идея о том, что можно добиться успеха благодаря своему труду и усердию, удачно ложится на азиатские традиции трудолюбия. Вообще "Минари" выступает вразрез всей недавней идеологии времен президентства Трампа, когда страна упорно стремилась закрыться от иммигрантов. Авторы фильма словно наперекор заявляют, что Великая американская мечта не настолько уж и американская. США строилась иммигрантами и инициативность иммигрантов двигало развитие страны, в то время как местные, уже имея все необходимое, зачастую жили своими порядками в успокоении (здесь и сосед выпивоха, и религиозный фанатик помощник Пол). Именно иммигранты помогли создать великую Америку. Не зря время действия та самая Америка, которую Трамп, играя на ностальгических чувствах избирателей, обещал вернуть в своем лозунге *.
Еще фильм показывает универсальность Великой американской мечты. Она подходит и другим культурам, нужна только подходящая почва и условия (в фильме вспоминается поощрение частного предпринимательства времен республиканца Рейгана). Таким образом, травка минари это символ всего иммиграционного сообщества, которая в нужных условиях дает всходы и процветает, обогащая тех, кто ее посадил.
Что может выиграть?
6 номинаций: Лучший фильм (Кристина О), Лучшая мужская роль (Стивен Ян), Лучшая женская роль второго плана (Юн Ёджон), Лучший режиссер (Ли Айзек Чун), Лучший сценарий (Ли Айзек Чун), Лучшая музыка (Эмиль Моссери).
Скорее всего "Минари" вряд ли выиграет что-либо. Больше всего шансов на победу у фильма за Лучшая женская роль второго плана Юн Ёджон. Она стала первой южнокорейской актрисой, получившей номинацию на Оскар. У себя на родине это очень известная актриса. В "Минари" она отыгрывает на отлично. Создала примечательный образ праздной, жизнерадостной бабушки, полной противоположности строгому Джейкобу Ли.
Что касается Стивена Яна, то его роль нельзя назвать выдающейся. Он очень хорошо исполнил роль целеустремленного главы семейства, но не более того. Каждый из его конкурентов выглядит более достойным награды.
Отмечу, что в "Минари" особенно классным получился персонаж помощника Пола, в исполнении Уилла Паттона, но его нет в номинантах, а жаль.
Хорошие актерские работы во многом заслуга режиссера Ли Айзека Чуна, но на фоне Хлои Чжао ("Земля кочевников") или Дэвида Финчера ("Манк") она меркнет. Здесь сама номинация уже достаточная похвала работе.
Интересен и сценарий Ли Айзека Чуна, но фильм "Девушка, подающая надежды" более изобретателен в данном плане, а "Суд над чикагской семёркой" выполнен более мастерски.
В минималистичных тонах исполнено музыкальное сопровождение Эмиля Моссери, оно совершенно не отвлекает на себя внимание, а лишь дополняет повествование. Здесь же явный фаворит мультфильм "Душа".
В номинации за Лучший фильм надежды совсем мизерные. К примеру, фильмы "Отец" или "Суд над чикагской семеркой" выглядят более заслуживающими награды, не говоря уже о явных лидерах оскаровской гонки "Манк" и "Земля кочевников".
Стоит ли смотреть?
Фильм "Минари" совершенно необязателен к просмотру. Он больше рассчитан на американского зрителя, с актуальной для них иммиграционной повесткой. Особое внимание к этому фильму вызвано в том числе и прошлогодней победой "Паразитов", которая пробудила интерес к корейской культуре и кино сделанному корейцами. Для России эта история, к сожалению, далека. Этот фильм можно посмотреть только из чистого любопытства, но не ждите слишком многого.
_____________________________________________
*Поскольку это полностью популистский лозунг, то он не имеет под собой отсылки к конкретной эпохе. Путем простейших измышлений, можно предположить, что отсылает он, ко всему прочему, к консервативной программе рейганомики, проводимой в 80-е годы республиканцами.
_____________________________________________
Здесь вы можете почитать о других претендентах на Оскар 2021 года:
"Земля кочевников",
"Иуда и черный мессия",
"Суд над чикагской семеркой",
"Девушка, подающая надежды",
"Звук металла".
Ставьте большой палец вверх и подписывайтесь на канал, если вам понравился материал. Если эта или другая статья наберет много лайков, то сделаю подробный разбор фильма, который больше всего заинтересует.