Вот тут у нас народ часто удивляется: мол, как это народ с самым лучшим в мире образованием мог в свое время повестись на Кашпировских с Чумаками? Сидели перед телевизорами, заряжали трехлитровые банки с водой, давали установки на рассасывание и прочий дебилизм… и ни у кого даже предохранитель не сработал, сигнализация даже и не пикнула. Как так-то?
Но это совсем не удивительно. Ведь светлый путь к дебилизму у нас начался не с Кашпировских с Чумаками. Он начался гораздо раньше и он был старательно обвехован лозунгами, фильмами и (особенно!) песнями.
Да-да, именно тексты песен постепенно притупляли критическое мышление нашего человека и делали из него тот пипл, который все схавает.
Вот, к примеру, песня про "Московские окна". Если откинуть маскировку в виде музыки и вокала и посмотреть на голый текст, там просто ужас какой-то получается. Смотрите:
Вот опять небес темнеет высь.
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья
И дыханье затая
В ночные окна вглядываюсь я.
Песня советского вуайериста 80-х годов. У нас лирический герой мало того, что вглядывается в чужие окна по ночам (что само по себе изврат) - так он еще и спецом к друзьям заглядывает. Это вообще изврат-квадрат.
У вас есть друзья, которые вам в окна подглядывают по ночам? Нет? А если бы вы поймали какого-нибудь такого друга у себя под окном – что бы вы с ним сделали? Конечно же, песню бы запели, да? А какую? Я бы лично – молитву. Заупокойную. Но идем дальше по тексту:
Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать,
И, заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня
Тут уже вообще пора вызывать психиатричку. Ибо когда человек смотрит в чужие окна – ну, это бывает. Но чтобы окна на человека смотрели как люди… Как эта хрень у психиатров называется? – Ну, когда пациенту дают задание нарисовать домик, а он там рисует черт-те-что.
И заметьте, никто – никакой зритель, никакой худсовет при обкоме КПСС даже и ухом не повел, когда утверждал эти вот завихрения. Подмахнули текст – и в ротацию, нехай пипл жрет. А потом на извилины народа, обильно унавоженные такими текстами, пришли Кашпировкие – им в общем-то и делать ничего не надо было, все было подготовлено задолго до них.
Хотя с другой стороны, автора понять можно. Надо просто учитывать специфику той эпохи. Я напомню, что на дворе – начало / середина 1980-х в СССР. Эпоха вещизма и эпоха большого "ничего нет".
Об этом, кстати, в песне открыто и поется:
Я могу, как книги, их читать.
Ну не было в те времена нормальных книг. Читать было нечего. В книжных магазинах РСФСР лежали одни мемуары партийных боссов, мелиораторов Каракума и сказки народов Кердыкдурдына, изданные в честь 18-го съезда на собачьих упряжках. В оригинале.
Нормальную литературу на русском всю сразу увозили по национальным окраинам, где русский никому нафиг был не нужен. Вашему доброму слуге, например, пришлось в свое время читать Даниэля Дэфо на украинском – и это в РСФСР (в подарок привезли). Потому что на русском не было (на английском – тем более). До сих пор помню: "Я народився 1632 року в місті Йорку в порядній сім’ї…"
Вот и приходилось автору песни читать окна вместо книг. Что поделаешь, товарный голод.
А вещизм? Вот те же шторы взять на окнах. Это вы сейчас можете себе повесить любые шторы: хотите - заказывайте на сайте, хотите – приходите в салон, и вам там пошьют что угодно из чего угодно, любого фасона и расцветки.
А тогда ничего этого не было. Вернее, было, но это приходилось доставать. Зачастую – не вполне законным образом. Поэтому повесить на окно, скажем, сирийские шторы с люрексом вместо простых ивановских – это уже считалось огромным шиком. Типа, смотрите какие мы богатые – у нас сирийские шторы есть. Завидуйте.
Кстати, такие шторы часто служили ориентиром для воров-домушников. Считалось, что если на окне висят богатые шторы, то и за окном какое-то богатство водилось – там, магнитофон кассетный "Сони", плащ болоньевый, хрусталь… Так что в окна тогда вглядывались не только из-за особенностей психики, но также и из профессиональных соображений.
Впрочем, такое было характерно не только для воров-домушников. Добропорядочные советские граждане тоже любили посудачить на эти темы – мол, кто-то видел у кого-то в окне мойку ГДРовскую. Или даже стенку румынскую (чем отечественные не нравились?). А у кого-то на балконе (аааааа!!!!!) засекли лыжину югославскую. Пусть всего лишь одну – но зато ж югославскую!! Ииииииимпортнуююююю!!!
Отчасти, песня про "вглядывание в ночные окна" зашла в народ и из-за этого. Она просто зафиксировала то, что многим тогда было давно известно и привычно.