Найти тему
Олег Еверзов

Спустя 210 лет учёные выяснили дату рождения петербургского зодчего Р.А. Желязевича. Показываю его шедевры архитектуры

Путешествуя по Николаевской железной дороге, которая соединила в 1851 году Санкт-Петербург и Москву, я неоднократно встречал очень красивые железнодорожные станции, расположенные в разных населённых пунктах: Любань, Малая Вишера, Окуловка, Тверь.

Здание вокзала железнодорожной станции Малая Вишера. 1851 год. Архитектор: Р.А. Желязевич
Здание вокзала железнодорожной станции Малая Вишера. 1851 год. Архитектор: Р.А. Желязевич

Вид с другого ракурса на станцию Малая Вишера.

Здание вокзала железнодорожной станции Малая Вишера. 1851 год. Архитектор: Р.А. Желязевич
Здание вокзала железнодорожной станции Малая Вишера. 1851 год. Архитектор: Р.А. Желязевич

Все эти вокзалы были выстроены по проекту одного архитектора - Желязевича Рудольфа Андреевича, который, к слову, трудился и непосредственно в Санкт-Петербурге.

К зданиям железнодорожных вокзалов, которые я перечислил, стоит добавить сооружения в г. Клин и г. Бологое. Они были созданы также по проектам Желязевича. Но эти станции я ещё не посетил.

Станция Бологое. Фото с сайта pastvu.com
Станция Бологое. Фото с сайта pastvu.com
Станция Клин. Фото с сайта pastvu.com
Станция Клин. Фото с сайта pastvu.com

Поэтому пока что цветными фотографиями предлагаю вашему вниманию то, что довелось увидеть лично.

Здание вокзала железнодорожной станции Дюбань. Архитектор: Р.А. Желязевич
Здание вокзала железнодорожной станции Дюбань. Архитектор: Р.А. Желязевич

1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о сооружении Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, официальное открытие которой состоялось 1 ноября 1851 года.

Здание вокзала железнодорожной станции Тверь. Архитектор: Р.А. Желязевич
Здание вокзала железнодорожной станции Тверь. Архитектор: Р.А. Желязевич

На железной дороге было построено 34 станции. Все станционные здания I, II, III, IV классов были построены по типовым проектам Р.А. Желязевича. Вокзалы внеклассных станций Петербург и Москва были построены по проекту архитектора К.А. Тона.

Здание вокзала железнодорожной станции Тверь. Архитектор: Р.А. Желязевич
Здание вокзала железнодорожной станции Тверь. Архитектор: Р.А. Желязевич

Стоит отметить, что типовой станционный комплекс III класса был сооружён Желязевичем и в Вышнем Волочке. Он представлял собой комплекс из двух одинаковых строений по двум сторонам дороги.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Однако невместительное помещение вскоре было заменено другим - тем, что мы видим сегодня. Время постройки нового вышневолоцкого вокзала точно неизвестно - ориентировочно конец XIX - начало XX века. Нынешнее здание, спроектировано, скорее всего, в творческой мастерской Н.Л. Бенуа (исследования историков по этому вопросу продолжаются до сих пор). Н.Л. Бенуа был помощником К.А. Тона. Однако, кто построил данный вокзал - до сих пор открытая тема.

Здание вокзала железнодорожной станции Вышний Волочёк. Архитектор: Н.Л. Бенуа?
Здание вокзала железнодорожной станции Вышний Волочёк. Архитектор: Н.Л. Бенуа?

Отчего же у меня появилось желание написать про архитектора Желязевича, хотя не все его здания я увидел воочию?

Дело в том, что 30 марта 2021 года в музее железнодорожного транспорта, расположенного на Садовой улице, д. 50 открылась уникальная выставка, посвящённая архитектору, про которого мы мало чего знаем. Ведь до настоящего времени не была известна даже точная дата его рождения. Посмотрите в Википедию - её там пока что нет.

Специалисты выяснили, что Желязивич родился 30 марта 1811 года. Именно поэтому выставка и открылась в такую символичную дату - в день 210-ти летия с момента рождения зодчего.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Что интересного можно увидеть на выставке?

Здесь представлены уникальные акварели художника А.Х. Кольба (ученика Александра Брюллова), датированные 1854 годом.

Проект станции I класса на примере г. Тверь.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Проект станции II класса на примере г. Любань.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Проект станции III класса на примере здания в Вышнем Волочке, которое позже перестроили. Таких зданий в реальности я не встречал.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Проект станции IV класса. Таких зданий я тоже не встречал.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

А вот сохранившийся отчасти проект паровозного депо мне попадался. Такие депо в проекте Желязевича строились на всех станциях I и II класса.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

В одном из них я побывал внутри. Сохранилось оно на железнодорожной станции Малая Вишера.

Паровозное депо в г. Малая Вишера
Паровозное депо в г. Малая Вишера

Здание было сильно изменено советскими пристройками и лишь отдалённо напоминает круглое депо снаружи. Но внутри всё очевидно.

Паровозное депо в г. Малая Вишера
Паровозное депо в г. Малая Вишера

Пожалуй, при случае, напишу про депо в Малой Вишере отдельную заметку, чтобы этот архитектурный шедевр стал известен гораздо большему числу людей чем сейчас.

А пока что посмотрите на него в разрезе в исторической акварельной зарисовке, которая находится в единственном экземпляре только в музее железнодорожного транспорта.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Кстати, круглое (веерное) депо сохранилось и на железнодорожной станции в Окуловке. А вот станционное здание вокзала I класса, находившееся в хорошем состоянии, недавно снесли ради свободного прохождения высокоскоростного поезда "Сапсан".

Локомотивное депо на жд станции Окуловка
Локомотивное депо на жд станции Окуловка

Также на выставке был представлен проект ещё одного типового депо Желязевича. Такого комплекса мне пока что не удалось увидеть своими глазами.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Но проект был воплощён. На выставке представлена фотография станции Москва 1873 года. В 2019 году в здании был открыт книжный клуб "Депо".

Помимо депо, на фото мы видим водонапорную башню. Желязевич также составил типовой проект водонапорных башен для водоснабжения Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. На каждой станции возле ближайшего водоёма было построено кирпичное здание водокачки с паровым насосом мощностью 5.9 кВт (8 л.с.). Вода из водоёма перекачивалась в водонапорную башню, а затем самотёком поступала в ёмкость тендера паровоза.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Желязевичем был разработан проект и товарной станции Москва.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

А также проект вагонного сарая.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

И петербургской водокачки. Про неё на выставке ничего не было написано. Видимо, нереализованный или несохранившийся проект. Необходимо изучить вопрос.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Экспонирование акварельных зарисовок завершается проектом Желязевича станции Варшава.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

С двух ракурсов. Здесь художник даже изобразил непогоду.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Интересна фотография станции Тверь. Круглое депо сохранилось, но ни с какого ракурса его не было видно, когда я был в этом городе, поэтому запечатлеть для сравнения не смог.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Приложу фото с сайта Викимапия.орг. Как видите, оно закрыто со всех сторон в том числе и более поздними советскими пристройками. Ни с какой стороны его увидеть нельзя.

Круглое депо в г. Тверь
Круглое депо в г. Тверь

Зато внутри железнодорожной станции Тверь отреставрировали интерьеры. Про них, возможно, напишу отдельную заметку.

Здание вокзала на жд станции Тверь
Здание вокзала на жд станции Тверь

А ничего ли вам не напоминает этот проект Желязевича? Здания, выполненного Желязевичем, в этом стиле у нас нет. Однако, вспомним вокзал станции Новый Петергоф, который спустя 10 лет после проекта Желязевича создал архитектор Николай Леонтьевич Бенуа.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Все эти исторические строения мы можем лицезреть в том числе благодаря альбому "Виды линий Николаевской железной дороги" (1873 год), которая представлена на выставке.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Выглядит всё выставочное пространство таким образом.

Стенд в музее железнодорожного транспорта
Стенд в музее железнодорожного транспорта

Выставка "Архитектор Р.А. Желязевич" занимает совсем небольшое пространство. Но благодаря созданной экспозиции удалось получить следующую ценную информацию:

  1. Узнал дату рождения Р.А. Желязевича, которая ранее никому не была известна.
  2. Увидел акварельные зарисовки художника А.Х. Кольба, которые являются уникальными и их можно увидеть только в музее железнодорожного транспорта.
  3. Сопоставил увиденные мной здания в путешествиях с реальными проектами известного архитектора.
  4. Получил адреса зданий, который в Санкт-Петербурге построил Желязевич.

Во время написания этой заметки у меня появились мысли о чём ещё надо рассказать на моём канале в Дзен.

  1. О железнодорожном комплексе в Малой Вишере.
  2. Об открытых после реставрации интерьерах железнодорожного вокзала в Твери.
  3. Обо всех объектах, которые построил Желязевич в Санкт-Петербурге.

Некоторые вводные данные относительно музея (выставки):

Цена билета: 400 рублей (вход на выставку осуществляется только по общему музейному билету - 300 рублей, плюс 100 р. я присоединился к экскурсии).

Адрес музея: Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50

Выставка работает в часы работы музея. Длительность экспонирования не озвучена. Все подробности на сайте: http://cmzt.narod.ru/

Если все эти раритетные темы, да и не только эти, вам интересны, то, как принято говорить, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте друзьям.