Найти тему
Анна об искусстве

Некоторых зрителей смущает обнаженная скульптура. Чего они только ни предлагали...

Недавно в Смольный поступила жалоба одного из посетителей Эрмитажа. Неравнодушный горожанин высказал опасения, что обнаженная античная скульптура развращает детей. Не лучше ли, говорит, создать для нее отдельный зал, на входе повесить табличку 18+ и установить жесткий фейс-контроль?

Владимир Жириновский назвал это маразмом, а Борис Пиотровский, директор Эрмитажа, лишь снисходительно посмеялся. Что ж, не первый и, конечно, не последний это случай в истории. Давайте вспомним немного!

Например, античная скульптура вызывала гнев раннехристианских проповедников. И их можно понять! Это для нас античность — время расцвета науки, искусств и гуманистических идей. А для людей того времени это время разнузданности, разврата, идолопоклонства и несправедливости. Статуям поклонялись, считая за богов. А их красивые обнаженные тела напоминали о вседозволенности, которая царила среди римлян. Гнев церкви был лишь ответом на беспредел. К сожалению, многое тогда было уничтожено. Не пришла им гениальная идея просто одеть скульптуры.

А вспомним смешную и в то же время грустную историю о фресках Микеланджело в Сикстинской капелле. Во-первых, работы мастеру пришлось закончить чуть раньше предполагаемого срока. И все потому, что один вельможа по фамилии да Чезена потребовал прекратить работу над росписью “Страшный суд”, т.к. там изображены обнаженные тела. Микеланждело юмора не занимать, и в отместку он изобразил этого вредителя в образе короля Миноса в весьма неприятной ситуации...

Бьяджо да Чезена в образе короля Миноса в росписях Сикстинской капеллы.
Бьяджо да Чезена в образе короля Миноса в росписях Сикстинской капеллы.

Во-вторых, через 24 года над фресками совершили акт вандализма. В Ватикане прошел Триденский собор, который осудил наготу в религиозном искусстве. Нагота вообще была признана греховной, и в папском соборе стала неприемлема.

Был у гениального Микеланждело ученик Даниэле да Вольтерра. Несомненно, тоже талантливый художник и скульптор, а прославился он как “штанописец”. Именно ему папа Пий 4 повелел привести фрески “в пристойный вид” и закрыть непотребство живописью.

Конечно, ученик чтил своего мастера и лишь немного прикрыл срамоту драпировками. Досталось и самому Микеланждело, ведь он изобразил себя в образе святого Варфоломея. Пришлось и его прикрыть тряпочкой.

Микеланджело Буонарроти в образе св. Варфоломея в росписях Сикстинской капеллы.
Микеланджело Буонарроти в образе св. Варфоломея в росписях Сикстинской капеллы.

Фрески и потом пытались записать, а в 19 веке чуть не уничтожили. Первоначальная запись, сделанная учеником Микеланджело, сохраняется и поныне, остальные были удалены. А папа Иоанн Павел 2 уже в 1994 году высказал свое мнение по поводу росписей капеллы:

“Кажется, Микеланджело выразил своё собственное понимание слов из книги Бытия: “И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого”. Сикстинская капелла — это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела”.
Я любуюсь росписями Сикстинской капеллы. 2019 г.
Я любуюсь росписями Сикстинской капеллы. 2019 г.

Какие мудрые слова! И вообще, надо сказать, Церковь сейчас терпимо относится к обнаженке в искусстве, если она не проповедует разврат, а воспевает красоту. Вспоминается одна история, когда несколько лет назад в Новосибирском университете прикрыли обнаженные статуи, которые стояли в фойе, из-за того, что проходила конференция, на которой присутствовали представители РПЦ. Инициатива принадлежала руководству вуза. А представители РПЦ назвали это проявлением средневекового сознания и поверхностным представлением о церковных людях.

Некоторые среагировали гневно на такие “декорации” и напомнили слова святых: “Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорелся любовью к Богу" (прп. Иоанн Лествичник, “Лествица”). И правда, чистому — все чисто…

А тем временем вот такие борцы за нравственность живут среди нас. И далеко ходить не надо. Вот в Петербурге лет 5 назад на Кирочной улице поставили скульптуру “Давид” все того же возмутителя ханжей Микеланджело. Это была акция в рамках выставки “Микеланджело. Сотворение мира”. Одна жительница пожаловалась на статую: стоит “мужик без порток”, а мимо ходят дети в школу, воспитанные люди, чувствительные натуры. К тому же стоит он не где-нибудь, а рядом с церковью и Президентским лицеем.

Давид на Кирочной улице в Санкт-Петербурге, 2016 г.
Давид на Кирочной улице в Санкт-Петербурге, 2016 г.

Организаторы оказались с юмором и даже устроили конкурс и голосование “Одень Давида”. Были предложены разные варианты, самым популярным стал Давид в образе Дарта Вейдера. Но все же большинство проголосовало за обнаженную скульптуру.

Идея одеть скульптуру не нова, и еще в 2012 году фотограф Лео Каллар совместно с Лувром реализовывал проект “Каменные хипстеры”. Классическая скульптура “оделась” в современную одежду, не забыв про аксессуары.

Помогал, конечно, фотографу Photoshop, а выглядит очень стильно. Но все-таки натуральная красота лучше...