Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Россия украла богатырей у Украины? Наш ответ - богатырская книжная подборка

Оглавление

На днях узнала, что украинские учёные снова прогремели на весь мир. Тамошние филологи заявили, что знаменитые русские богатыри были этническими украинцами и Россия их бессовестно украла у соседей.

Мол, Илья совсем не Муромец, а Чобитько, а Попович – совсем не Алёша, а Олешко. Украинские «мастера» даже нашли родные места богатырей – конечно, под Киевом и Черниговом. И вообще, в средневековой Украине (Руси?), оказывается, процветало рыцарство...

Даже не хочется обсуждать эту притянутую за уши версию. Понятно, что былинные богатыри подчинялись Киеву и персонально Владимиру Красну Солнышку. Но так всё упрощать… Означает ли это, что русский эпос вдруг стал национально-украинским, если в нём упоминается Киев?

Киевская Русь объединила ряд восточнославянских племён под властью Рюриковичей в IX веке. И это средневековое государство по праву именуется древнерусским (а не древнеукраинским), причём его истоки лежат не в Киеве, а в Новгороде, куда и были призваны норманны Рюрик, Синеус и Трувор с сестрой. Киев был обнаружен позднее, и столицу туда перенёс сын Рюрика князь Олег. При этом для русских, украинцев и белорусов использовалось общее наименование «русичи», «русины» или просто «русь». А непосредственно украинский народ начал складываться вообще-то в середине XVI века, получив название «малоросы», а украинский язык, без которого об отдельном народе нечего и говорить, полностью сложился вообще к веку восемнадцатому, первоначально воспринимаясь как диалект русского.

Так что было ли что-то украдено, ещё большой вопрос.

Эта новость побудила меня вспомнить о специфике русского былинного эпоса и сделать подборку на эту тему для читателей блога. Начнём с книги, которая есть в моей личной библиотеке. Именно её я имела в виду, упоминая вчера в посте про самые красивые книги их моей коллекции:

1. «Русские богатыри» (Минск: РИФ "Сказ", 1995).

Замечательные иллюстрации сделал для этого издания Д.Е. Дивин. Книга и сейчас смотрится очень свежо и празднично. Былины пересказаны в прозе и включают не только традиционные киевские сказания об Илье, Добрыне и Алёше, но и новгородские былины (например, о Ставре Годиновиче и его жене Василисе Микулишне). Очень рекомендую эту книжку, может, у букинистов найдётся.

2. «Былины» (Речь, 2017).

-2

Прозаический пересказ Александра Нечаева, иллюстрации Владимира Перцова. Книга переиздаётся по старому советскому изданию, стилистка иллюстраций очень узнаваемая. Книга ориентирована на детей, но и взрослым ценителям фольклора придётся по душе.

Купить можно в «Лабиринте».

3. «Русь богатырская» (Нигма, 2020).

-3

Былины в пересказе Ирины Карнауховой, иллюстратор Николай Кочергин.

Книга входит в двухтомник «Русь сказочная» + «Русь богатырская» и тоже предлагает прозаический пересказ славянского эпоса. Выпущена в серии "Наследие Н. Кочергина" и выгодно выделяется иллюстрациями знаменитого книжного художника.

Книгу "Русь богатырская" можно купить в «Лабиринте» или в «Буквоеде». А двухтомник вместе с "Русью сказочной" советую взять в "Лабиринте". Отличный подарочный вариант!

4. Владислав Бахревский «Детство Баяна» (Белый город, 2010).

-4

Необычный экземпляр в подборке – исторический роман о детских годах знаменитого певца-сказителя, который упоминается в «Слове о полку Игореве» и вообще стал легендарной фигурой в русской культуре. Почти как и былинный богатырь Святогор.

Вообще былины начали собирать с приходом эпохи романтизма – в 19 веке. Продолжалась эта работа примерно до середины ХХ века. По хронотопу былевой эпос принадлежит в раннехристианской эпохе на Руси, но корни его лежат, конечно, куда глубже. Из языческой Руси пришли и Святогор, и женщины-богатырши, и богатырские кони. Так что окунуться в эпоху дохристианской Руси с романом «Детство Баяна» будет интересно. Издательство «Белый город» включает эту книгу в подборку литературы для детей. Но не думаю, что взрослым её нужно отметать.

Купить "Детство Баяна" можно в самом издательстве или в «Лабиринте».

5. Светлана Лаврова «Славянские сказания» (Белый город, 2007, 2011).

-5

В продолжение темы об истока былевого эпоса в мифологии – книга славянского фольклора.

Купить в издательстве, купить в «Лабиринте».

6. Владимир Пропп «Русский героический эпос» (Колибри/Азбука, 2021).

-6

Именно эту книгу Проппа я не читала (у меня только работы по волшебной сказке). Но по университетским временам помню, что на неё часто ссылались исследователи, которых мы изучали в курсе по фольклористике. Так что желающим узнать научные воззрения на русский эпос рекомендую начать именно с Проппа.

Купить "Русский героический эпос" можно в «Буквоеде» или на «Book 24».

7. Всеволод Миллер «Очерки русской народной словесности. Былевой эпос» (Юрайт, 2020).

-7

А продолжить знакомство с научными исследованиями можно трудом Миллера. Тем более что «Юрайт» выпустил хорошее переиздание.

Купить книгу можно в самом издательстве или в магазине научной книги «УРСС», где я сама почти всегда покупаю научную литературу.

8. Валерий Даниленко «Картина мира в былинах русского народа» (Алетейя, 2021).

-8

Давно поглядываю на эту книгу, но всё не решаюсь купить из-за цены. Тема крайне для меня интересная – наше русское самосознание. В вузе мы углублялись в понятия «концепта» и «картины мира», изучая, как можно через лингвистический анализ проникнуть в сознание человека (конкретного писателя) или целого народа. Когда-нибудь Даниленко таки куплю, хотя бы в электронном виде.

Купить книгу можно в «Буквоеде» или на «ЛитРес».

Материал получился очень насыщенным. Пишите, интересна ли вам тема, что из предложенного хочется приобрести, что «зацепило». Читали ли вообще русский (украинский? :-D ) эпос, какие образы помните?

Ваша Ариаднина нить.