Эксперт по разработке и оптимизации бизнес-архитектур и систем управления. ГК «Современные технологии управления» Партнёр. Руководитель проектов, бизнес-тренер.
Четвёртый выпуск содержит записи 65-84 из 100. В нём рассмотрены: общие темы, Business Studio Portal и HTML- публикация, технические темы, интеграция. Ссылки на предыдущие выпуски.
Если у вас тоже есть интересные заметки по применению Business Studio, пишите в комментариях!
1. Общие темы
1.1. Как увидеть все функции и процессы, в которых используется определенный документ?
Построить от документа отчет "Маршруты документа".
1.2. Про стандартные отчёты.
Стандартный отчет формируется в Business Studio на основе внешнего вида окна редактирования объекта справочника и состоит из нескольких таблиц, включая все выведенные на показ параметры объекта (колонки) и вкладки (списки). У стандартного отчета нет шаблона, который можно отредактировать. Но можно влиять на то, какая информация будет в нём представлена, выводя на показ или скрывая колонки и вкладки в окне редактирования объекта. Стандартный отчет выводится для объектов на Портале (Portal) и HTML-публикации в случае, если этим объектам для выгрузки не назначено никаких отчетов.
1.3. При моделировании процесса можно использовать один и тот же документ, присваивая ему разные статусы. Например, в процессе разработки документ "ВНД" проходит этапы (статусы): «Проект», «Согласован», «Утвержден».
- В нотациях, где потоки объектов показываются стрелками, состояние объекта фиксируется в названии стрелки на модели (например: «ВНД: проект», «ВНД: согласован»), а сам документ как объект фиксируется в «Списке объектов» в свойствах стрелки.
- В нотациях, где потоки объектов показываются фигурами, состояние объекта можно показывать с помощью сноски, либо с помощью дополнительной фигуры из справочника "Термины".
1.4. Примеры отчётов и регламентирующих документов (в наиболее полном и детальном виде), которые автоматически формируются в Business Studio, можно скачать на следующей странице.
Пример полноценного работающего Портала (Portal) со всеми интерактивными функциями, сформированного на основе демонстрационной базы данных, доступен на следующей странице.
Бесплатные примеры моделей предприятий, а также модели самых распространённых процессов и процедур можно скачать по следующим ссылкам: ссылка 1, ссылка 2.
1.5. Модуль Cockpit – это редакция Business Studio с ограниченным функционалом, предназначенная для ввода, просмотра, контроля и анализа информации (в первую очередь по показателям KPI). C его помощью можно без использования обычных лицензий Business Studio выполнять те работы, которые не требуют полноценной функциональности системы.
2. Business Studio Portal и HTML-публикация
2.1. Business Studio Portal позволяет вносить плановые или фактические значения показателей в базу данных Business Studio через интернет-браузер, вкладка «Ввод показателей». Введенные данные будут сразу доступны на Портале для контроля и анализа ответственными лицами.
2.2. Business Studio Portal позволяет обсуждать бизнес-процессы или объекты любых других справочников в режиме онлайн, оставлять свои предложения (замечания, комментарии) к моделям и отчётам. Кнопка «Обсуждение» в правой части экрана при выбранном объекте любого справочника. К сообщению можно прикрепить снимок области экрана или отчета, который создаётся с помощью комбинации клавиш Shift+Win+S (в Windows 10).
2.3. В отличие от Portal в HTML-публикации не реализованы права доступа. Но можно сделать несколько экземпляров HTML-публикации с разными данными (справочниками) в разных папках на сервере организации и предоставить права доступа к этим папкам соответствующим сотрудникам (группам или ролям).
2.4. На Портале реализованы разные виды автоматических оповещений пользователей по электронной почте и уведомлений.
- Оповещение администраторов портала о том, что произошла ошибка, приведшая к остановке портала.
- Оповещение о сформировавшемся отчете. Включается для каждого отчета отдельно нажатием на кнопку «Уведомить меня о готовности отчета» в области отчета, если отчет не был сформирован ранее.
- Оповещение пользователя об ответах на его сообщения. Оповещение о новых сообщениях в обсуждении объектов, на доступ к которым у пользователя есть права.
- Уведомление о необходимости пройти опрос со ссылкой на страницу опроса. Например, в рамках согласования процесса или документа.
Для работы любых оповещений необходимо задание корректных настроек почтового сервера (Окно свойств портала – вкладка «Настройка соединения»), а также у ассоциированных с пользователями портала физлиц должны быть заданы контакты электронной почты на вкладке «Контакты» (окно свойств объекта справочника «Физические лица»).
2.5. Пользователь Портала может выбирать язык данных и язык интерфейса с помощью кнопки в правом верхнем углу экрана. По умолчанию интерфейс доступен на русском и английском языках.
Языковые настройки сохраняются для конкретного пользователя. Таким образом, при входе пользователя на Портал в другом браузере или другом компьютере языковые настройки будут такими же, что и в предыдущем сеансе работы с порталом этого пользователя.
3. Технические темы
3.1. Основные технические термины Business Studio.
- Класс – это описание множества объектов предметной области с одинаковой семантикой и параметрами.
- Элементы списков – классы, предназначенные для реализации связи "один-ко-многим".
- Справочник – множество объектов одного класса, хранимых в базе данных. В Business Studio выделяются иерархические справочники (позволяют дополнительно группировать объекты с помощью создания папок) и линейные справочники (содержат линейный перечень объектов без возможности дополнительной группировки).
- ОПУ (объект по умолчанию) – корневой объект справочника.
- Объектная модель – окно для просмотра всех классов и их параметров.
3.2. Для добавления или изменения пользователей и администраторов базы данных предназначен модуль «DB Администратор». В список пользователей базы данных могут входить пользователи домена, пользователи SQL и локальные пользователи выбранного сервера. При добавлении доменного и локального пользователя может быть указан конкретный пользователь или группа пользователей.
3.3. В Business Studio есть функция автоматических е-мейл рассылок для пользователей. В письма могут автоматически включаться отчёты и регламенты. Выполнение рассылки осуществляется для объектов, у которых есть контакт электронной почты, например объекты справочника «Физические лица». Подробная инструкция в онлайн справке.
3.4. Как работает сетевой многопользовательский режим работы в Business Studio. В один момент времени только один пользователь может осуществлять редактирование диаграммы или справочника. Остальные пользователи могут только просматривать эти данные. Система обеспечивает контроль над целостностью информации и разграничение прав доступа сотрудников к информации.
3.5. Можно ли организовать работу Business Studio через веб-браузер?
С помощью Microsoft Remote Desktop Services, развернутого на сервере удаленных рабочих столов, можно организовать работу через веб-браузер и/или по протоколу HTTPS любого приложения, в том числе Business Studio. По тому же принципу, как работает удаленный рабочий стол (или RemoteApp).
4. Интеграция
4.1. В Business Studio есть готовые решения по интеграции с другими ИТ-системами, например 1С, SAP и др. Для этого предназначены дополнительные модули.
4.2. В Business Studio реализована технология OLE (Object Linking and Embedding), которая предназначена для интеграции приложений и различных технических задач (включая синхронизацию данных). Подробное описание в онлайн справке.
4.3. В систему Business Studio можно импортировать модели из Microsoft Visio (файлы .vsd, .vsdx). Например, которые создавались до внедрения Business Studio или которые создаются на удалённых компьютерах без доступа к системе. Но для корректного импорта важно соответствие требованиям нотации и настройкам пакета импорта. Подробное описание в онлайн справке.
4.4. Самый часто используемый механизм импорта-экспорта данных реализуется в Business Studio с помощью файлов Excel. Т.е. можно автоматически заполнять справочники на основе данных (таблиц) из файлов Excel, либо выгружать данные из справочников в файлы Excel для последующей загрузки в другие ИТ-системы. Пользователь может самостоятельно создать любые пакеты (правила) экспорта-импорта данных для любых справочников. Подробное описание в онлайн справке.
4.5. Для экспорта процессов на исполнение в системы BPMS (business process management systems) и системы оперативного управления / электронного документооборота (docflow, enterprise content management) предназначены форматы XPDL и BPMN.
Как сделать: выделить процесс в Навигаторе – Контекстное меню – Дополнительно – Экспорт процесса в файл.
Рекомендуемые материалы и источники информации
[1] Онлайн-справка системы Business Studio
[3] Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам
[4] Видео-канал «Технологии управления и организационного развития»
[5] Модуль «Process Optimizer: система анализа и оптимизации бизнес-процессов»