Найти тему
Владимир Тарасов

Беларуси нужны не только партии, но и партийные фонды

Для обеспечения разделения ветвей власти в Беларуси требуется не только перераспределить полномочия в рамках исполнительной вертикали, но и создать финансируемые из бюджета партии и близкие к партиям общественные организации – политические фонды.

В Беларуси возникает все больше инициативных групп по созданию новых партий, в частности, команда Виктора Бабарико объявила о намерении зарегистрировать партию. Однако в подобных планах не учитывается необходимость создания помимо партий структур, которые будут продвигать идеологии, представленные этими партиями.

Чтобы понять, о чем идет речь, можно посмотреть на систему политических фондов в Германии. Эта страна – хороший пример для Беларуси, так как она тоже пережила переход от авторитарного правления к демократическому.

Там после Второй мировой войны были созданы не только партии, финансируемые, в основном, из бюджета, но близкие к партиям общественно-политические фонды. Целью создания этих фондов была поддержка многопартийной системы в стране.

Всем партиям, которые вошли в состав Бундестага, была предоставлена возможность основать собственный фонд, финансируемый из бюджета и отдельных министерств. Эти фонды должны были заниматься содействием развитию демократии и политическим образованием в стране на базе той идеологии, которой придерживаются их партии. Фонды созданы в форме общественных организаций, и в состав партий не входят, что обеспечивает им некоторую независимость. Но в фондах часто работают бывшие политики из соответствующих партий, а действующие политики входят в состав правлений фондов. В названиях фондов указаны выдающиеся представители партий.

Так, фонд имени Фридриха Эберта представляет интересы Социал-демократической партии Германии. В его уставе записано, что он выполняет свои задачи исходя из идеалов этой партии, то есть демократии и социальной справедливости.

Фонд имени Конрада Аденауэра представляет Христианско-демократическим союз. Он декларирует стремление к достижению свободы и справедливости.

Фонд имени Фридриха Науманна близок к Свободной демократической партии Германии.

Фонд имени Ханса Зайделя связан с Христианско-социальным союзом.

Фонд имени Генриха Бёлля близок к партии «Зеленых».

Есть свой фонд и у Партии демократического социализма – имени Розы Люксембург. Это фонд позиционирует себя как центр критического анализа современного капитализма.

Фонды занимаются политическим образованием жителей Германии, финансируют исследовательскую и образовательную деятельность, проведение семинаров и конференций, выставки, лекции и т. д., причем не только в Германии, но и за рубежом. И делают это не только в сфере политики, но и в культуре и прочих гуманитарных сферах общества. Фонды поддерживают отношения и с прессой, обеспечивая продвижение в СМИ идей, соответствующих идеологиям близких к ним партий.

Подобные фонды необходимо создавать и в Беларуси, так как у нас влияние партий невелико, а политическая грамотность широких масс населения низкая. Поэтому политическое просвещений людей является одной из главных задач, которые стоят перед государством.

Однако в Беларуси ничего подобного не планируется. Нет понимания того, что такие фонды нужны, не говоря уже о том, что они должны финансироваться за счет государства. Так, президент РБ Александр Лукашенко в ходе Всебелорусского народного собрания сказал, что с ейчас народ вообще не представляет, чем занимаются партии, хотя те должны быть. Но для этого, отметил он, «… надо подготовить общество. Общество должно быть зрелым». Но он ничего не сказал, кто должен обеспечить подготовку общества.

В Германии эту проблему давно решили: всем этим должны заниматься специальные негосударственные организации, но за счет бюджетных средств. И это не случайно, так как только так можно избежать усиления влияния отдельных, в первую очередь, богатых групп населения и захвата ими власти в обществе в нарушение демократических принципов. Да если бы в Германии правительство отменило поддержку партиям и партийным фондам за счет бюджета, да еще бы и национализировало большую часть экономики, то лет через 10 немецкие партии поддерживали бы всего несколько процентов населения, как в Беларуси. А правительство Германии боролось бы с немецкими партиями, финансируемыми из-за границы и парочкой каких-либо беглых немецких олигархов, осевших где-нибудь в Лондоне.

Надо, впрочем, отметить, что защитить демократию и свободу в Германии в полной мере не удалось, и в настоящее время в ней, как и в других странах Запада, господствует идеология богачей – рыночный фундаментализм (псевдолиберализм). Но такие институты, как политические партии и связанные с ними фонды, препятствуют разрушению институтов демократического либерального общества, созданных в течение первых трех десятилетий после второй мировой войны.

Поэтому для Беларуси создание подобных политических фондов, наряду с другими институтами подобного рода, является насущной задачей, без решения которой обеспечить национальную безопасность и эффективность системы государственного управления вряд ли возможно.

Владимир Тарасов.