Найти тему
Хозяин дома

Русская правда Михалкова

Снова здорово, господа и дамы! Мне лично очень симпатичен Никита Михалков, как режиссёр, как актёр, и как общественный деятель. Начнём по порядку с конца. Общественный деятель Никита Михалков замечателен тем, что если бы темы, которые он задевает в своём "Бесогоне", задел кто-то другой - того другого тут же объявили бы сумасшедшим, и всё, забыли. А Михалков всё же один из тех, кто по праву (что важно) входит в верхушку современного российского общества, и отвертеться от того, что он говорит, не так-то легко. И большой вопрос, кто стоит за "Бесогоном", который изначально задуманный, как ответ лично Михалкова на наезды в сторону его бизнеса и его мироощущения - вдруг превратился в общественную площадку, где затрагиваются самые разные, и крайне неприятные для власти темы.

-2

Впрочем, мне этот вопрос не очень интересен, мне достаточно понимать, что человек этот (или организация) существует в природе - потому что факт его (её) существования мне лично внушает некоторую надежду. Что касается актёрских данных Михалкова, я между плюющихся и восхищающихся держу нейтралитет - мне кажется, в актёрстве ему всю жизнь мешал его темперамент, если бы Никита Сергеевич был поспокойней (то не был бы Михалковым, конечно), я думаю, актёрские работы получились бы интереснее. Впрочем, и так очень хорошо, моя любимая роль - роль Генри Баскервиля. Ну, а режиссёра Михалкова я искренне люблю, хотя и здесь в последние годы взрывной характер Никиты Сергеевича, его неудержимый кураж, ярко горящий глаз - тоже многое испортил.

-3

Однажды мне довелось коротко поговорить с С.М. Сельяновым, и тот в числе прочего сказал, что сценаристы в течение жизни неизбежно набираются опыта, и работы их становятся всё лучше и лучше, а вот у режиссёра главные фильмы - всегда первые. Я очень хотел вспомнить о, наверное, главной картине Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", потому что и роман Гончарова очень люблю, и фильм этот, мне кажется, говорит о режиссёре Михалкове гораздо больше всех остальных его работ. Однако, "Свой среди чужих, чужой среди своих" - это... Это детская любовь, которая не забывается.

-4

Гражданская война в России официально закончилась, но "ещё прячется по углам недобитый враг, ещё крадется по темным закоулкам нашей Революционной Родины чёрная измена". В южном городке чекисты реквизировали золото у буржуев и думают, как его отправить в Москву - в стране голод, а зарубежные спекулянты продовольствием принимают в оплату только золото. Отправить золото не так просто, в округе шастает банда есаула Брылёва, также имеются слухи о контрреволюционном подполье - и для тех, и для других конфискованное золото прекрасный шанс покинуть пределы нового Советского государства не с пустыми карманами, тем более, что граница вот она, рядом.

-5

Пятеро боевых друзей сейчас вынуждены заниматься административными делами, налаживать мирную жизнь. Когда на совещании речь заходит о сопровождении золота, одному из друзей, Егору Шилову, выражают недоверие - у него брат воевал за белых. Через день, накануне отправки драгоценного поезда, Егора убивают, и чекисты меняют время отправки, чтобы сбить с толку вероятных грабителей. Но всё же поезд ограблен, причём дважды - сначала подпольные белогвардейцы похищают саквояж с золотом, потом банда есаула грабит самих белогвардейцев.

-6

Единственный оставшийся из них в живых, ротмистр Лемке, присоединяется к банде, чтобы выяснить, кто взял золото. В это время в городке объявляется "убитый" Шилов, его только оглушили и напичкали наркотиками. Егору не верят даже ближайшие друзья, и он вынужден бежать, чтобы тоже оказаться в банде, найти золото, и вернуть своё честное имя... Впрочем, что я рассказываю - я не верю, что в стране есть хоть один человек, который не видел фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих".

-7

Я прочёл киноповесть, которую написали Михалков с Володарским. Она подробнее кино, но и там тоже - полное отсутствие женских образов, суровая, мужская атмосфера, брутальный юмор. Но всё же повесть эта - сценарий типичного советского революционного фильма, с хоровым пением "Интернационала", с обязательными разговорами о социальной справедливости, и прочим. Вестерн из неё сделал Михалков, и не только вестерн - он сделал пародийный, карнавальный, скомороший спектакль, и вместе с тем вдохновенную песнь, гимн дружбе и... Новой жизни. Потому что сквозь, кажется, главную тему фильма, фронтовую дружбу, которую мирная действительность проверяет на прочность - просматривается ещё более важный сюжет. Заря новой жизни, ожидание её. Оптимизм, уверенность, что она непременно заалеет на горизонте.

-8

"Свой среди чужих" - вообще очень пафосный фильм. И заслуга именно Михалкова, что этот пафос воспринимается без отторжения. Михалков смог этот градус пафоса снизить, очеловечить клоунадой, а откровенное дуракаваляние, наоборот, приподнять искренними, чистыми эмоциями - причём сделано это настолько ювелирно, тонко, что никому и в голову до сих пор не приходит обвинить "Свой среди чужих" в безвкусице. А вот новые работы режиссёра - обвиняют регулярно, хотя метод Михалкова не изменился. Изменились, может быть, пропорции, массовая доля ингредиентов, что ли. Вкус - это же чувство меры, если чувство меры отказывает, вот тебе и безвкусица. Есть подозрение, что Михалков таким образом пытался привлечь более молодую аудиторию, все эти испражняющиеся из самолёта немцы, танки с парусами - Михалков, я уверен, прекрасно понимает, что публика не умнеет, от года к году зритель ждёт всё более простых, элементарных решений и символов. Но чувство меры, чувство меры... А с другой стороны, тут прочитал у драматурга Арбузова: "Ничто так не мешает в работе, как хороший вкус". Спорное утверждение, на мой взгляд, но для объективности пусть будет.

-9

Вернёмся к фильму. С лирикой в "Своём среди чужих" тоже перебор (хотя режиссёр постоянно сбивает её температуру, и советскому зрителю эта чрезмерность не заметна). А вот в новейшие времена зрители тут же высмотрели, что лирика в фильме связана исключительно с мужской дружбой... Это дало и критикам фильма, и ненавистникам режиссёра некоторый простор для дурацких шуток и подозрений, под которыми, я уверен, не так много оснований, как кажется.

-10

Но это всё не важно, потому что фильм полноценным явлением культуры делают его зрители. А зрители высказались единодушно: "Свой среди чужих" - это захватывающая история об истинной дружбе, с великолепными актёрскими работами, остроумным юмором, потрясающей музыкой. История, которая побеждает какую бы то ни было идеологию (и красную, и белую, а белая как раз в 70-е начала осторожно поднимать голову), потому что напоминает людям не о партийном собрании и лозунгах "даёшь", а о нормальной, пацанской, дворовой дружбе - об истинном товариществе, которое, кстати, до сих пор упоминается Михалковым в названии его кинокомпании "Три Т" - творчество, товарищество, труд.

-11

И на это товарищество очень хорошо ложится идея справедливости (да, революционной, "красной", но справедливости), потому что в мужском обществе, особенно в мужском, справедливость - это основополагающий принцип. Поэтому ротмистр Лемке получает своё - потому что жадный. Поэтому есаул Брылов получает своё - потому что испорченный. Всё просто, по-мужски, как и должно быть в вестерне. Но есть и отличие от образцов этого американского жанра, чисто русское отличие: все злодеи (кроме, может, главного, "нашего человека в ЧК") вызывают у зрителя непременное сочувствие - в повести, например, Лемке и Шилов выясняют, что против германца, в 1915 году, воевали в одних и тех же местах, жаль, что не встретились...

-12

Мне лично больше остальных нравится в этом фильме Анатолий Солоницын, его Сарычев - жёсткий, твёрдый, готовый пожертвовать ради дела, кажется, всем, что у него есть. Он устремлён в будущее, и несмотря на то, что среди этой "мирной" жизни его военно-коммунистические идеалы проходят страшную проверку ("кругом предательство, трусость, обман"), он не сдаётся, он ВЕРИТ, ПОТОМУ ЧТО АБСУРДНО, верит по-христиански, не требуя доказательств. Это образ, конечно, не из 20-х, такие надломленные люди чаще встречались в 60-е и 70-е (когда и был снят фильм), потому что тогда верить в скорый приход Царства Справедливости было уже окончательно невозможно. Но они всё равно верили, стояли прямо до конца - как сваи. Оттуда же образ Кунгурова, который почти сдался. Оттуда же Липягин, который собирается бросить курить, надышаться перед смертью...

-13

Приёмной комиссии фильма, наверняка, показалось, что Никита Сергеевич Михалков, великий русский кинорежиссёр, смог дать советской идеологии второе дыхание. Но хитрый, и кстати, беспартийный, Михалков от идеологии всю жизнь ускользал, ускользнул и тут. Короткие, простые фразы Шилова про то, что "у всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут", про то, что "даже бог велел делиться" - это не идеология, это всё та же старая добрая русская идея. Эти слова и сегодня слушаются с огромным зрительским сочувствием. И не потому, что у зрителей седые головы и пионерский галстук в анамнезе, молодые их тоже понимают верно. Потому что это - правда.

-14

Эти фразы - не коммунистическая пропаганда, не какое-то там заскорузлое морализаторство. Мощь этих слов - это мощь чистой, вечной правды, выстраданной поколениями. Такая правда - дистиллированная, очищенная от лишних примесей - это то единственное, что никогда не надоедает зрителю. А значит, фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" переживёт не только его автора, дай бог ему здоровья - но и нас с вами.

В предыдущих сериях:

"Охота на лис"-1980

"Восхождение"-1976

"Собачье сердце"-1988

"Торпедоносцы"-1983