Посмотрел интереснейший выпуск программы Захара Прилепина "Уроки русского". Посвящен выпуск нашему великому воину Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири.
Захар в своей программе вступает в дискуссию с националистами из числа сибирских татар. Предмет спора следующий. В Тобольске построен новый аэропорт и назвать его планируется с помощью интернет-голосования. Предложены несколько кандидатур, имена которых можно увековечить. Одним из этих имен было имя Ермака. Однако, татарские активисты добились исключения этого имени из списка "чтобы не раскачивать лодку".
Вот с этими активистами и спорит Прилепин. По мнению писателя, исключение Ермака из списка для голосования - это попрание демократических прав жителей Тобольска, которые сами могли бы высказать свое отношение к той или иной исторической личности.
Захар напоминает, что это не первые действия активистов против Ермака. Так, ранее под давлением "татарской общественности" был свернут проект строительства памятника покорителю Сибири в Тобольске.
Писатель указывает на опасную тенденцию, сложившуюся в либеральном крыле отечественной политики - Ермака там считают оккупантом, преступником и чуть ли не бандитом.
Чтобы доказать, что Ермак не был оккупантом, Прилепин совершает в своей программе весьма занимательный исторический экскурс.
Русские пришли в Сибирь задолго до Ермака. Еще в 1218 году суздальскими князьями из Рюриковичей был заложен город Великий Устюг - один оплотов в деле освоения Сибири. Позднее, в 1306 году новгородскими князьями было заложено еще несколько городов за Уралом, в том числе, Ляпин городок.
В 1455 году при Иване Третьем русские дружины взяли в плен двух угорских князей, которые признали себя поданными русского царя и с миром были отпущены восвояси. Делают ли так бандиты и оккупанты? - резонно спрашивает Захар.
Кроме того, не следует забывать, что татарские князья регулярно совершали набеги на русские города, жители которых абсолютно самостоятельно и без указки сверху, устраивали собственные "карательные экспедиции". Жестокости было много с обеих сторон - и подходить к тем временам с сегодняшними мерками просто глупо.
Не следует забывать и о том, что русские князья веками платили дань Золотой Орде. Затем центр силы сместился и хозяином евразийского пространства стала Москва, Москва стала выстраивать государственность на этих территориях. И это было закономерным и естественным процессом.
Для коренных сибирских народов что татары, что русские, мягко говоря, не являлись кровной родней. Они в любом случае платили бы дань - не тем, так другим.
Однако, в отличие от западных колонизаторов, русские стремились не уничтожить, а инкорпорировать в свое пространство элиту побежденных народов. Так произошло с ордынско-татарской племенной элитой, которая на полных правах вошла в национальную российскую элиту.
Примеров выдающихся русских родов с ордынскими корнями - сотни. Татарские предки были в роду Александра Суворова, Федора Ушакова, Дениса Давыдова, Константина Батюшкова, Михаила Булгакова, Николая Карамзина - то есть, людей, составляющих цвет и гордость России.
Самое интересное, что еще в середине 16 века Сибирское ханство обратилось к Москве с просьбой принять его под свой протекторат для защиты от хана Кучума из династии Джучидов. У Москвы не хватило ресурсов, чтобы защитить Сибирское ханство, и оно было захвачено Кучумом. Именно с Кучумом и будет воевать Ермак. Так кто здесь является оккупантом?
При этом, активисты к Кучуму относятся с благоговением и, кажется, не имеют ничего против, чтобы поставить ему памятник.
Кучум с наемниками пришел в Сибирь, творя невиданные жестокости - и он молодец. Ермак разгромил Кучума - и он оккупант. Что-то здесь не так, не находите?
Захар отмечает еще один очень важный момент. Ермак действовал от имени Ивана Грозного. А Иван Грозный был прямым потомком Чингисхана по линии своей матери - княжны Елены Васильевны Глинской. Таким образом, право русского царя на Сибирское ханство было ничуть не меньшим, чем у хана Кучума. Кстати сказать, Кучум это отлично понимал. Он и его сыновья знали, что Ермак выполняет волю прямого потомка Чингисхана. Просто чингизид Иван Грозный пришел за своим.
Захар призвал активистов уважать выдающегося воина Ермака и его огромный вклад в величие и славу нашего общего государства - России. Писатель выразил надежду, что великий татарский народ и другие народы Сибири проявят благоразумие и оставят исторические обиды в стороне.