Найти тему

Современные дети не могут делать домашнее задание без родителей. Дети стали ленивее или глупее?

Оглавление
Ежедневный кошмар родителей. Фото из открытых источников
Ежедневный кошмар родителей. Фото из открытых источников

Как часто Вы говорите, что в школе Вы все делали сами, а сейчас дети не могут сделать уроки без родителей? Думаю, каждый раз, когда после тяжёлого рабочего дня нужно садиться и разбирать с ребёнком домашнее задание. И правда, почему мы всё делали и понимали сами, а нынешнее поколение не способно учиться без помощи родителей?

Родители сегодняшних учеников часто высказываются по поводу странных учебников, непонятно сформулированных задач и вопросов, отсутствия теории к практическим заданиям. Действительно, советская система была грамотной и логичной. Программа в учебниках давалась циклично, то есть был постоянный возврат к пройденным темам и их повторение. Современные авторы ушли от пошаговой подачи материала, компоновка программ нарушилась, стало модным в третьем классе вводить темы из седьмого, как, например, в учебнике английского языка Forward, где в программе 6 класса ученик уже должен знать темы, которые в моё время проходили в 10 классе.

Плюсом к этому добавился бесконечный контроль знаний учащихся. Учителям просто некогда учить детей со всеми этими срезами, проверочными, самостоятельными и контрольными работами. Мои ученики ни дня не проводят в школе без теста. И каждый урок новая тема.

Традиционно, всё принято валить на учителей - мало хороших. Но в прежние времена даже те учителя, которые не были прилежными студентами в педвузе, могли дать хороший базовый уровень программы начальной школы, к примеру, потому что сама программа позволяла это сделать. Сегодняшние учителя зажаты в рамках требований ФГОС и бесконечного контроля и отчётности, поэтому вся учёба ложится на плечи детей и, соответственно, родителей.
-2

И вот тут на первое место выходит роль родителей в обучении системному "надо". Нельзя просто так сказать ребёнку, что теперь он школьник и он должен всё делать сам, если до этого момента Вы его не научили, вернее, не приучили делать что-то систематически, регулярно. Если он когда-то там помог маме вымыть пол, это не значит, что он относится к этому как к обязанности. Примерно лет с 3-х нужно приучать ребёнка к какой-то домашней работе. Например, раз в неделю мы с тобой убираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. Лет с 4-5-ти у ребёнка появляются ежедневные обязанности, например, он поливает цветы или помогает маме расставлять на стол тарелки и приборы к ужину. Тогда домашнее задание на каждый день в школе не будет для ребёнка шоком, потому что до этого он каждый день поливал цветы, выносил мусор, вытирал со стола. Он уже понимает ключевое для успешной учёбы слово "надо".

Учитель в школе учит, как выполнять домашнее задание, а родители на начальном этапе контролируют. Важно именно научить делать задание. Нельзя требовать, чтобы он делал сам, если до этого момента его не научили и не отработали.

Если в семье не воспитали системное "надо", ребёнок в дальнейшем будет не только с трудом учиться, но и отказываться помогать по дому, о чём подробнее можно прочитать в статье "Почему ребёнок не хочет помогать по дому".

В советское время сомостоятельную учёбу активно пропагандировали в плакатах. Фотография из открытых источников
В советское время сомостоятельную учёбу активно пропагандировали в плакатах. Фотография из открытых источников

В языковой школе, где я работаю, я запрещаю родителям помогать делать домашнее задание, равно как и проверять его дома. На уроках я учу детей самостоятельной работе, учу читать задания и анализировать образец. В итоге, если родители не помогают, я могу видеть, какие моменты нужно проработать с детьми на уроке, если есть ошибки. Но многие родители не понимают, что для меня и ребёнка в данном случае главное - не оценка, а то, как ребёнок самостоятельно справляется с заданием. Часто родители ругают школьную систему, но продолжают помогать, а иногда и делать задание за ребёнка ради хорошей оценки. 

-4

Конечно, у детей могут быть и другие причины не делать домашнее задание. Например, если учитель не объяснил тему.

А Вы делаете домашнее задание со своими детьми? Если нет, поделитесь, как Вы к этому пришли, буду благодарна за отклик!